Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » С. Филиппов » Регистрация » ВходПятница
28.07.2017
15:50

Сергей Николаевич Филиппов

( 24.06.1912, Саратов -  19.04.1990 (Москва)


Биография

С.Н.Филлиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове. Отец – слесарь, мать Евдокия портниха. Отец Николай Георгиевич был необычайно сильным человеком. Мог согнуть руками подковы и монеты. Был необычайно талантливым мастером. За счет владельца завода повышал квалификацию в Германии.

В 1914 году отец ушел на фронт. Воспитывать С.Филиппова стал брат матери – дядя Саша. По воспоминаниям в последствии С.Филиппова, дядя был человек большой души.

В школе С.Филиппов учился плохо. В старших классах прослыл хулиганом. Любил всего два предмета – литературу и химию. Учительница по химии даже стала даже брать  С.Филиппова как ассистента, в то время, когда ставила разные опыты.  Вот как-то раз в отсутствие учительницы С.Филиппов смешал соляную кислоту с железными опилками, добавив при этом пару реактивов. В результате по всей школе распространился настолько едкий запах, что все занятия были сорваны. С.Филиппова исключили из школы.

После исключения из школы С.Филиппов устроился учеником в частную пекарню. Но эта работа не нравилась ему, и он перепробовал профессии и токаря, и плотника. Однажды, возвращаясь как-то раз после работы, С.Филиппов проходил мимо клуба. Из его окон доносилась музыка. Она привлекла С.Филиппова, и он вошел в здание, попав на репетицию балетной студии. И был поражен до такой степени, что попросил принять его в студию. И его приняли.  Уже через несколько недель он считался лучшим учеником. Преподаватели посоветовали С.Филиппову ехать в Москву.

      В 1929 году С.Филиппов отправляется в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре. Но, к сожалению, в это время приемные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей С. Филиппов отправляется в Ленинград, в хореографическое училище, но и там он опоздал.  Вступительные экзамены тоже закончились. Тогда С.Филиппов подал документы в эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

В это время С.Филиппов женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая с ним училась в техникуме. С.Филиппов рисковал, поскольку женился на дочери дворянина. А Алевтина запросто могла навести на себя гнев собственной бабушки, которая одна воспитывала внучку после гибели родителей. Но С.Филиппов с женой просто поставили бабушку перед фактом, показав свидетельство о браке. В 1938 году у них родился сын Юрий.

В возрасте комсомольца С.Филиппов принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков.

В 1933 году после окончания техникума С.Филиппов поступает в труппу Театра оперы и балета. Первая роль С.Филиппова в этом театре – кочегар в балете «Красный мак». Вместо того, пробежать по сцене с ведром, С.Филиппов повесил его на вытянутую роль одного из актеров, и быстро скрылся за кулисами. Но, не смотря на это руководство театра ничего не сделало, и С.Филиппов остался в театре. Правда, только до четвертого спектакля, после которого о карьере танцора пришлось забыть. Прямо во время спектакля артист потерял сознание плохо из-за сердечного приступа. Врачи посоветовали уйти из балета. 

После этого С.Филиппов поступает в эстрадный театр-студию. Он начал выступать на эстрадных площадках Ленинграда. Во время одного из концертов  в 1935 году С.Филиппова заметил режиссер Н.П.Акимов, который предложил перейти ему в Театр комедии. У известного режиссера С.Филиппов играл комедийные роли. Мог заставить зрителя смеяться после произнесения всего одной реплики.

Самые известные роли С.Филиппова в спектаклях ленинградского Театра Комедии с 1935 по 1965 год:

«Простая девушка» 1938 год, В. Шкваркин, режиссер. Эраст Гарин, роль управдома Макарова.

«Страшный суд» 1939 год, В. Шкваркин, режиссер Николай Акимов и Павел Суханов, роль члена месткома Родионова.

«Лев Гурыч Синичкин» 1946 год, Д. Ленский, режиссер и художественный руководитель. Николай Акимов, роль содержателя театра Пустославцева.

«На всякого мудреца довольно простоты», А.Н. Островский, 1946 год, режиссер Б. Зон, роль Крутицкого.

«Ревизор» Н.В. Гоголь, 1958 год, режиссер Николай Акимов, роль Осипа.

«Что скажут завтра», 1958 год, Д. Аль и Л. Раков, режиссер Павел Суханов, роль Брускова.

         С.Филиппов не любил долгих репетиций. Часто пропускал их, но Н.П.Акимов прощал ему все, зная, что С.Филиппов создаст нужный образ с первого раза и сразу войдет в роль.

В 1937 году С.Филиппов дебютировал в кино. Фильм «Падение Кимас-озера», роль финна. Это была, казалось совершенно легкая бессловесная роль. В ней нужны были только ловкость, сноровка, смелость, и всего-то выскочить из засады, пробежать по бревну, которое переброшено через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Затем, почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен был рухнуть в воду.

         Постановщики фильма заставляли повторять эпизод несколько раз. А съемки проходили зимой, и С.Филиппов четыре раза падал в ледяную  воду. Каждый раз его извлекали из воды, растирали спиртом, переодевали. С.Филиппов выдержал все это мужественно, и его желание сниматься росло с каждым дублем.

Затем последовали фильмы:

 "Волочаевские дни" (1937)

"Член правительства" (1939),

"Выборгская сторона" (1939)

 "Яков Свердлов" (1940)

"Новые похождения Швейка" (1943)

"Беспокойное хозяйство" (1946)

 "Золушка" (1947).

В те годы С.Филиппов пользовался огромной популярностью, благодаря тому, что настоящих комиков было немного, а самое главное, благодаря своему большому таланту комического актера.

Слава, известность и разрушили семью С.Филиппова. Он был популярен у женщин, чем и пользовался. Многочисленные романы с первыми красавицами Москвы, Ленинграда, постоянные выпивки, привели к тому, что жена забрала сына и ушла, но официально они не развелись.

Долго С.Филиппов не оставался один. Очень скоро сошелся с Голубевой Антониной Георгиевной, писательницей, которая была старше С.Филиппова на 20 лет.

          Он любил и боялся жены. А.Голубева, была страшно ревнива, и сразу же прибрала к рукам мужа, контролируя его каждый шаг. Запрещала видеться с сыном, и пыталась бороться с пристрастием С.Филиппова к алкоголю, но он так и остался алкоголиком. 

Но, не смотря на запрет, он продолжал поддерживать отношения с сыном. В последствии он рассказал, что отец все время любил и его, и жену. Ударом для С.Филиппова было ее решение уехать в США. Он посчитал их предателями и долго не шел на контакты. Но в последствии отцовские чувства взяли вверх и отношения нормализовались.

Больше всего раскрылся талант С.Филиппова в 1950-е годы. Он сыграл Казимира Алмазова в фильме «Укротительница тигров», в котором создал живого человека, наделенного наглостью, самолюбием, дурака, на каждом шагу подчеркивающим свое превосходство над другими.

Другая яркая роль. С.Филиппова – лектор  в фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Всего несколько мгновений присутствовал актер в кадре, а перед зрителем возник образ живого человека. С помощью жестов, мимики С.Филиппов передал даже больше, чем это можно сделать с помощью слов.

В кино С.Филиппов исполнял самые опасные трюки без дублеров. Он и падал с большой высоты на землю, в воду, входил в клетку с тигром.

С.Филиппов в период с 1940 по 1960 годы был узнаваемым актером практически во всей стране. Но его постоянно сравнивали с его актерами, узнавали на улицах, в ресторане, и бурно приветствовали. С.Филиппову казалось, что над ним издеваются, и быстро возненавидел и свою популярность, и поклонников.

В 1957 году С.Филиппову присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР.

В 1965 году С.Филиппову удалили опухоль мозга, но, не смотря на это, он по-прежнему продолжал сниматься. Роль Кисы Воробьянинова в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» (1971 год), шведский посол в фильме «Иван Васильевич меняет профессию.

В 1974 году С.Филиппову присвоено звание «Народный артист РСФСР»

В 1980 годы из-за проблем со здоровьем С.Филиппов перестал сниматься. Но все же сыграл небольшую роль в фильме Л.Гайдая «За  спичками» (1980) и роль пациента в фильме «Собачье сердце».

В последние годы жизни С.Филиппов был совсем одинок. После смерти жены в 1989 году, которая написала одну книгу "Мальчик из Уржума" на гонорары от переиздания которой они могли жить, он остался без средств к существованию. Беспомощного старика навещали друг Константин и актриса Любовь Тищенко. Они кормили С.Филиппова. По их словам, до них его дом напоминал помойку: везде лежала «вековая» пыль, окурки, в ванной плавало нестиранное белье. Из личных вещей у С. Филиппова практически ничего не было: ни костюма, ни туфель. На сберкнижке не было ни копейки.

За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, - вздыхал Филиппов. - Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».

Умер С.Филиппов 19 апреля 1990 года. Он умер один в своей квартире и лежал две недели. На Ленфильме решили, что он пенсионер, и пусть собес и хоронит. Деньги на похороны собрал Александр Демьяненко буквально по копейкам, у актеров, которые были на пенсии, которые знали С.Филиппова. Сделали гроб и закопали. На могиле написаны слова:  «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это были любимые его стихи. Сергея Филиппова похоронили на Северном кладбище, там же, где похоронена его вторая жена - Антонина Голубева. Питерская гильдия киноактеров установила на могиле актера бюст, однако какие-то мерзавцы его осквернили. Пришлось бюст убрать до лучших времен. Наступят ли они?

  С.Филиппов – самый яркий артист комического жанра эксцентрической направленности. Высокого роста, худой, подвижный актер хорошо двигался, танцевал. Лицо у С.Филиппова выразительное, угрюмое, зловещее.  А если к этому прибавить актерскую интуицию, подвижность, богатейшую мимику, врожденный юмор, то С.Филиппову практически никого не было равного. Кроме всего С.Филиппов был наблюдательным, замечал в людях различные недостатки, воспроизводя их в своих героях очень метко. С.Филиппов играл людей грубых, хамоватых, со многими недостатками. Играл лодырей, пьяниц, неудачников.

«Чаще всего, - говорил Сергей Николаевич, - мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл».

Целый ряд комедийных образов, созданных С.Филипповым, дает возможность понять особенности его творчества. Он ни на кого не был похож, не смотря на то, что у него были любимые комики, он никогда не повторял их приемы.

Были годы у С.Филиппова, когда он не сыграл ни одной роли в кино, из-за того, что иные кинематографисты относились к нему потребительски. 

Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2017