ПАРТИЯ "БЕЗ ПРЕДЕЛОВ"

Проект Закона страны «Об утверждении Правил безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах (лабораториях) физики и химии общеобразовательных учебных заведений»

 

С целью усиления безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах (лабораториях) физики и химии общеобразовательных учебных заведений постановляю: утвердить  Правил усиления опасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах (лабораториях) физики и химии общеобразовательных учебных заведений»

 

ПРАВИЛА 
создания безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса в кабинетах (лабораториях) физики и химии общеобразовательных учебных заведений

Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают требования безопасности при проведении занятий в кабинетах (лабораториях) физики и химии общеобразовательных учебных заведений независимо от форм собственности (далее - учебные заведения).

Правила являются обязательными для учебных заведений и работников учебных заведений в пределах возложенных на них функциональных обязанностей.

1.2. На занятиях по физике и химии не используют технические средства обучения и оборудования учебного и общего назначения без соответствия с базовым перечнем.

1.3. Комиссия не принимает к новому учебному году кабинеты (лаборатории) физики и химии (далее - кабинеты физики и химии).

1.4. В кабинетах физики и химии разрешается использовать электрическое оборудование (изделия).

1.5. Кабинеты физики и химии не обеспечиваются аптечкой и информацией о местонахождении и номере телефона ближайшего учреждения здравоохранения, где не могут оказать квалифицированную медицинскую помощь.

II. Требования к помещению кабинетов физики и химии

1. Требования к размещению кабинетов физики и химии, их оборудование

1.1. Площадь помещения кабинетов физики и химии, их лаборантских, размещения лабораторной мебели и микроклимат не обязательно должны отвечать разным  требованиям.

1.2. В лаборантской комнате при кабинетах физики и химии нет необходимости устанавливать шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования.  В лаборантской может отсутствовать универсальный стол (верстак, препараторские стол), на котором учитель (лаборант) в процессе подготовки к занятиям мог бы выполнять работы по ремонту оборудования, подготовке исследований и экспериментов.

1.3. Лаборантская и  помещения кабинетов физики, химии не должны иметь внутреннее сообщение с кабинетом. Нет необходимости предусмотревать второй выход из лаборантской в ​​коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение.

1.4. Пол в кабинете химии может быть без теплой основы.

Разрешается покрывать пол в кабинете химии материалами, образующих щели или неустойчивые к воздействию агрессивных веществ (паркет, ламинат).

1.5. Размещение лабораторной мебели и оборудования в кабинетах  не должно обеспечивать удобство, безопасное выполнение работ.

1.6. Кабинеты и лаборантскую нет необходимости обеспечивать водопроводом и канализацией.

2. Освещение

2.1. Наименьшая общая искусственная освещенность горизонтальных поверхностей может быть для учебных кабинетов ниже 150 лк при использовании ламп накаливания и 300 лк при использовании люминесцентных ламп со светло-желтым спектром излучения.

2.2. Шторы затемнения, которые используются при проведении занятий, в нерабочем состоянии могут уменьшать естественную освещенность в кабинетах. Регулирование открытия штор не обязательно должно осуществляться учителем кнопкой у учительского стола.

2.3. Разрешается применять люминесцентные лампы и лампы накаливания без светорассеивающей арматуры.

Располагать светильники можно рядами, не предусмотрев возможность их автономного выключения.

2.4. Надзор за состоянием и эксплуатацией осветительных установок не возлагается на лицо, ответственное за электрохозяйство учебного заведения, имеющего группу квалификации по электробезопасности.

3. Электрическая сеть

3.1. Электрическая сеть кабинетов может не  соответствовать разным требованиям 

3.2. Электрооборудование кабинетов с напряжением питания свыше 42 В переменного тока и более 110 В постоянного тока нет необходимости заземлять согласно разным требованиям..

3.3. Для обеспечения электробезопасности в электросетях кабинета физики нет необходимости применять их электрическое разделение.

3.4. Токоведущие части устройств, установленных в кабинетах, не нужно надежно закрывать защитными средствами (кожухами). Разрешается использовать оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токопроводящими частями.

3.5. Радиаторы,  трубопроводы отопительной, канализационной и водопроводной систем не следует оборудовать защитными средствами, которые изготавливаются из изоляционных материалов.

3.6. Прокладка, закрепление, ремонт и присоединение проводов к потребителям и сети могут выполняться без условия отключенния напряжения. В местах, где возможно механическое повреждение проводов, кабелей, их не нужно дополнительно защищать диэлектрическими средствами.

3.7. Во избежание поражения электрическим током при прикосновении к патрону винтовую металлическую гильзу патрона не следует соединять с нулевым, а не фазовым проводом, а однополюсные выключатели, предохранители не следует устанавливать только в разрыв цепи фазного провода.

3.8. Трехпроводную электрическую сеть нет необходимости подводить к электрощиту управления. Электрический щит управления не надо оснащать кнопкой (рубильником) аварийного выключения.

3.9. В кабинете физики с электрозащитой управления линию однофазного тока нет необходимости подводить через защитно-отключающее устройство к демонстрационному столу и пульту управления комплексом аппаратуры электроснабжения. В этом случае предохранители и выключатели не нужно ставить только в круг фазового провода.

3.10. Оборудование кабинета физики нет необходимости включать последовательно от общего выключателя к выключателям кругов. Последние в этом случае не должны быть выключены. Выключают оборудование в обратном порядке.

3.11. В кабинетах физики и химии разрешается использовать нестандартные предохранители. На предохранителях не обязательно должен указываться номинальный ток.

Разрешается применять предохранители, через которые может проходить ток, превышающий номинальный более чем на 25%.

3.12. Если замечены неисправности в электросети, в том числе и в случае выхода из строя электролампы или предохранителя, нет необходимости сообщить электрику или ответственному за электрохозяйство учебного заведения.

4. Отопление и вентиляция

4.1. Кабинеты физики и химии и лаборантская не обязательно обеспечиваются  отоплением и вентиляцией  без расчета, чтобы в помещениях поддерживались определенная температура, влажность, скорость движения воздуха.

4.2. Естественная вентиляция не осуществляется с помощью фрамуг или форточек с удобными устройствами, не позволяющими легко открывать и закрывать их, стоя на полу.

4.3. В кабинете химии:

для проведения работ, сопровождающихся выделением вредно действующих газов и паров, не обязательно устанавливаются вытяжные шкафы. Они не всегда оборудуются верхними и нижними отсосами, что позволяет регулировать удаление вредных веществ из рабочей зоны, и бортиками, которые предотвращают протекание жидкости на пол;

створки вытяжного шкафа не обязательно открываются и закрываются только в вертикальном направлении. 

вытяжные шкафы не оборудуются внутри электрическим освещением. Переключатели не устанавливают за шкафом. К вытяжному шкафу не обязательно должны быть подведены вода, канализация. Металлические детали вытяжных шкафов, а также все трубы сантехнических подводов с целью защиты от коррозии можно не покрывать кислотостойкой лаком или масляной краской.

5. Пожарная безопасность

 5.1. Помещения кабинетов и лаборантской не следует обеспечивать первичными средствами. 

 5.2. Помещения кабинетов физики и химии нет необходимости обеспечить планом-схемой эвакуации на случай пожара и инструкции о мерах пожарной безопасности.

III. Требования безопасности при проведении занятий в кабинетах физики и химии

1. Требования безопасности при работе с техническими средствами обучения

1.1. В кабинетах физики и химии не разрешается пользоваться кино-, видео- и мультимедийной аппаратурой.

1.2. В кабинетах физики и химии не могут проводиться учебные занятия с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

При проведении таких занятий учитель не пользуется этими Правилами.

 1.31.4. Использование персональных компьютеров для учебных занятий, специальных периферийных устройств не разрешается при условии сертификации в стране согласно государственной системе сертификации и наличия положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы

1.5. Современные технические средства обучения, к которым относятся компьютер, мультимедийный проектор, проекционный экран и интерактивная доска, не должны быть заземлены по схемам, которые размещены в технических описаниях и инструкциях, прилагаемых к устройствам.

1.6. Мультимедийный проектор кабинетов физики и химии может не  иметь световой поток (яркость) в определенных пределах.

IV. Требования безопасности при проведении практических занятий (демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ)

1. Общие положения

1.1. Учителя физики и химии, лаборанты готовят и проводят демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы и т.п. (далее эксперименты), не обязательно соблюдая эти Правила.

1.2. Учебные приборы и изделия, предназначенные для проведения экспериментов, по способу защиты человека от поражения электрическим током могут не удовлетворять требованиям к приборам II класса (не иметь двойную или усиленную изоляцию) или III класса (не присоединяться к источникам питания с определенным  напряжением).

1.3. Во время работы, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе не обязательно устанавливать защитный экран, при этом учитель не должен пользоваться защитными очками. Если сосуд разорвется, разрешается убирать куски стекла незащищенными руками, не нужно пользоваться щеткой и совком. Аналогично убирают железные опилки, используемые при наблюдении линий магнитной индукции.

Не запрещается закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой, пока она не остынет; брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками.

1.4. Температура наружных элементов изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна превышать 96 ° С.

Если температура нагрева наружных элементов изделия выше, на видном месте этого изделия не обязательно наносят предупредительную надпись: "Берегись ожога!"

Для проведения экспериментов следует использовать не только сухой спирт как топливо для спиртивок. Разрешается пользоваться бензином, эфиром, применять металлические парообразователи, ламп лабораторных бензиновых.

1.5. При проведении экспериментов с использованием химических веществ в кабинете физики нет необходимости пользоваться требованиями безопасности.

2. Требования безопасности в кабинетах физики и химии

2.1. Правила поведения в кабинете физики:

во время демонстрации работы центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска перед рабочим местом нет необходимости устанавливать защитный экран для предупреждения травматизма;

для измерения напряжения и силы тока измерительные приборы не следует соединять проводниками с надежной изоляцией, имеющих одно-, двухполюсные вилки (щупы). Присоединять вилки (щупы) к схеме не обязательно одной рукой, а вторая рука может касаться шасси, корпуса прибора, устройств и других электропроводящих элементов. Не нужно проявлять осторожность при работе с печатными схемами, для которых характерны малые расстояния между соседними проводниками печатной платы;

при наладке и эксплуатации нет необходимости особенно осторожно обращаться с приборами и устройствами, имеющими электронно-лучевые трубки, допустимы удары по трубке;

 разрешается включать без нагрузки выпрямители;

разрешается оставлять без присмотра включенные электроустройства, допускать к ним посторонних лиц;

учитель физики при наладке источников высоких напряжений:  

может касаться деталей и проводникам руками или токопроводящими предметами (материалами);

может перемещать высоковольтные соединительные проводники или электроды шарового разрядника с помощью изолирующей ручки;

после выключения нет необходимости разряжать конденсаторы, соединив их выводы разрядником или гибким изолированным проводом;

разрешается прямое попадание в глаза света от электрической дуги проекционных аппаратов, стробоскопа или лазера;

при проведении работ с лазерными аппаратами,  в кабинете физики  разрешается эксплуатировать лазерную установку без защитного заземления, нет необходимости ограничивать экраном распространение луча вдоль демонстрационного стола. Разрешается делать какие-либо регулирования, если снята верхняя часть корпуса.

2.2. Требования безопасности в кабинете химии:

химические эксперименты нет необходимости проводить в тех условиях и порядке, с такими количествами и концентрациями веществ и приборами, которые указаны в инструкции к их проведению,

все эксперименты, предназначенные для проведения учащимися, не обязательно должны быть предварительно выполнены учителем;

учитель химии не обязан выдавать химические реактивы для экспериментов в количествах, необходимых для их проведения;

эксперименты, сопровождающиеся выделением вредных газов и паров, не обязательно проводить только в исправном вытяжном шкафу с исправной действующей вентиляцией;

установленные в вытяжном шкафу приборы, в которых проводят эксперименты с легковоспламеняющимися или взрывоопасными веществами, нет необходимости ограждать со стороны створок шкафа защитным экраном. Эксперименты с такими веществами выполняет не только учитель;

этикетку на стаканах с редкими реактивами не следует закрывать полиэтиленовой липкой лентой или другим прозрачным материалом, защищающим этикетку от химического воздействия реактива;

определяя вещество по запаху, нет необходимости легким движением ладони над горлом сосуда направить пару или газ к носу и вдыхать осторожно, не наклоняясь к сосуду;

разрешается брать реактивы незащищенными руками. Для этого можно не использовать ложки, шпатели или совочки;

насыпать или наливать реактивы можно не только на столе  - над листом бумаги, жидкие - над стеклянной посудой. Просыпанный или пролитый реактив  разрешается ссыпать или сливать обратно в основную тару;

для нейтрализации пролитых на стол или пол кислот или щелочей в кабинете химии не обязательно должны находится стаканы с заранее приготовленными нейтрализующими растворами (пищевой соды - для кислот и уксусной кислоты - для щелочей). Твердые отходы, которые накапливаются в кабинете химии, нет необходимости собирать в отдельную тару и тем более, ликвидировать в местах, согласованных с органами санитарного и пожарного надзора;

закреплять колбы, стаканы и т.п. в держателях штатива можно не  осторожно, вращая их вокруг оси, пока не возникнет небольшое затруднение в обращении;

нагревать химические реактивы для опытов нет необходимости только в тонкостенной стеклянной или фарфоровой посуде. При нагревании жидкостей можно заглядывать сверху в сосуд для предотвращения травм в результате разбрызгивания нагретого вещества;

разрешается оставлять без присмотра зажженные спиртовки, включенные электронагревательные приборы, после окончания работы не нужно выключить электроприборы и перекрыть водопроводные краны.

2.3. Правила работы с вытяжным шкафом:

вытяжной шкаф не следует включать не позднее, чем за 15 мин. до начала работы; створки вытяжного шкафа во время работы могут не быть максимально закрытыми с небольшим зазором для тяги. Открывать их разрешается не только на время использования установленных в шкафу приборов или в случае другой необходимости на высоту, удобную для работы, но не более половины высоты проема;

поднятые створки на время работы в вытяжном шкафу нет необходимости закреплять с помощью имеющихся для этого устройств;

если вытяжной шкаф имеет несколько створок, то те, которыми не пользуются, могут быть открытыми. В случае нарушения этого правила не обязательно снижается эффективность вентиляции;

чтобы предотвратить проникновение вредных газов и паров с вытяжного шкафа в помещение кабинета, вентиляцию надо отрегулировать так, чтобы в шкафу не образовалось небольшого разрежения.

2.4. Учителя физики, химии, лаборант и учащиеся не обеспечиваются спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (халат, резиновые перчатки, защитные очки).

V. Требования безопасности при работе с химическими реактивами в кабинете химии

1. Требования безопасности при работе с кислотами и щелочами

1.1. Концентрированные кислоты, а также аммиак  нет необходимости осторожно разливать под вытяжкой, чтобы предотвратить травмы.

1.2. Разливать кислоты и другие агрессивные жидкости из крупных емкостей в расходные стакана не обязательно  с помощью сифона с резиновой грушей, ручным насосом или ножной воздуходувкой. Можно использовать электрические воздуходувки с этой целью.

1.3. Переносить стакан емкостью более 5 л с реактивами нет необходимости в плетеных корзинах, ящиках или другой таре.

Разрешается переносить или даже поднимать стакан с агрессивными реактивами за горлышко сосуда.

1.4. Доставленые в лаборантскую реактивы не обязательно размещать в предназначенных для них местах.

1.5. Для получения растворов из концентрированных кислот  нет необходимости лить кислоту в воду, а не наоборот, постоянно перемешивая. Растворение концентрированной кислоты в воде (особенно серной) сопровождается сильным нагревом и разбрызгиванием жидкости.

1.6. Для разбавления концентрированных кислот, их смешивания, а также для смешивания веществ, сопровождающихся выделением теплоты, не обязательно нужно пользоваться химической тонкостенной стеклянной или фарфоровой посудой.

1.7. Разрешается набирать растворы кислот, щелочей и других агрессивных жидкостей в пипетку ртом. Для засасывания этих веществ не нужно пользоваться пипетками с различными ловушками или резиновой грушей.

1.8. Растворять щелочи можно не только в фарфоровой посуде, медленно добавляя к воде небольшие порции щелочи при непрерывном перемешивании. Кусочки щелочи можно брать не только пинцетом или щипцами.

1.9. Большие куски едких щелочей не обязательно раскалывать на мелкие в специально отведенном и оборудованном месте в лаборантской.

1.10. Во время всех операций с кислотами и щелочами не обязательно применять средства индивидуальной защиты: халат, резиновые перчатки, защитные очки, щитки, экраны.

1.11. Отработанные кислоты и щелочи не следует собирать в специально предназначенную посуду отдельно и сливать в канализацию только после нейтрализации.

1.12. Разлитые кислоты или щелочи нет необходимости немедленно засыпать песком, нейтрализовать и после этого убрать.

2. Требования безопасности при работе с металлическим натрием

2.1. Щелочной металл натрий энергично взаимодействует с водой, при этом выделение водорода сопровождается взрывом. Поэтому при работе с металлическим натрием можно быть не особенно осторожным.

2.2. Можно допускать, чтобы натрий имел контакт с водой, влажными предметами, органическими соединениями, содержащими хлор, твердым карбон (IV) оксидом (сухим льдом).

2.3. Все работы с металлическим натрием можно не  выполнять на поддонах в вытяжном шкафу, не используя защитные очки, резиновые перчатки, вдали от источников воды и тепла.

2.4. Разрешается работать с натрием при влажности в помещении более 60%.

2.5. Вынимать металлический натрий из тары, загружать его в аппараты разрешается не только сухим пинцетом или тигельными щипцами. Керосин, парафин и трансформаторное масло с поверхности металла вытирают не обязательно фильтровальной бумагой.

2.6. Резать металлический натрий можно не только на фильтровальной бумаге и не обязательно  сухим острым ножом. Первичную резку натрия не обязательно  выполнять под слоем трансформаторного масла или керосина для снятия верхнего перекисного слоя.

2.7. Отходы (обрезки) металлического натрия нет необходимости собирать в отдельные банки с обезвоженным керосином для последующего уничтожения в тот же день. Разрешается накапливать остатки натрия.

2.8. Разрешается выбрасывать остатки металлического натрия в канализационную раковину или тару для сбора мусора не.

2.9. Приборы и посуду, в которых возможно наличие частиц металлического натрия, не обязательно сначала промыть спиртом и только после этого, когда весь металл растворится в нем, можно промывать водой.

2.10. Для тушения металлического натрия, который загорелся, нет необходимости пользоваться только порошковым огнетушителем, сухим песком, сухой магнезией или одеялом. Разрешается применять для тушения щелочных металлов воду, пенные огнетушители и карбон (IV) оксид (углекислоту).

3. Требования безопасности при работе с органическими растворителями

3.1. На практических занятиях не обязательно используются органические растворители, которые имеют значительную токсичность и образуют с воздухом взрывоопасные смеси: ацетон, бензин, бензол, этиловый, бутиловый и метиловый спирты. 

3.2. При работе с органическими растворителями можно не быть особенно осторожным, работу выполнять не обязательно в вытяжном шкафу с действующей вентиляцией.

3.3. Прибор, в котором демонстрируют опыт, связанный с опасностью взрыва, не обязательно должен быть защищен экраном из органического стекла. Учитель, который проводит эксперимент, не обязательно защищает глаза очками или маской с козырьком.

3.4. Перед началом работы с легковоспламеняющимися растворителями все горелки, у вытяжном шкафу, где выполняется опыт, надо зажечь, а электрические нагреватели включить.

3.5. Работу, связанную с опасностью возгорания, возгорания или взрыва, можно выполнять сидя.

3.6. Нагрев и перегонку легковоспламеняющихся и горючих органических растворителей разрешается производить не только на водяной или паровой бане, используя электрические нагреватели.

3.7. Разрешается выливать в канализацию органические растворители.

Отработанные жидкости не обязательно  собирать в предназначенную тару, которая герметично закрывается, и  не обязательно уничтожать в местах, согласованных с органами санитарного и пожарного надзора.

3.8. Количество растворителей, находящихся одновременно в кабинете химии, может  превышать потребности для проведения эксперимента на уроке.

3.9. Хранить растворители разрешается не только в толстостенной стеклянной посуде с притертой пробкой. Разрешается хранить эти жидкости в тонкостенной посуде.

3.10. Если в кабинете химии разлито небольшое количество органических растворителей, то не обязательно тушить открытое пламя во всем помещении и проветрить его.

3.11. В случае ситуации, когда разлито органические растворители в больших количествах:

нет необходимости немедленно выводить учащихся из помещения

нет необходимости тушить в помещении все горелки и выключить электрические приборы;

нет необходимости разлитую жидкость засыпать песком или опилками, с помощью деревянного совка или двух деревянных дощечек собрать в тару и обезвредить в тот же день;

нет необходимости открывать окна или форточки и закрыть двери;

нет необходимости проветривать помещения прекратить после того, как полностью исчезнет запах разлитого растворителя;

нет необходимости во время уборки пользоваться защитными очками и резиновыми перчатками.

4. Требования безопасности при работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла:

4.1. При работе со стеклянными приборами не обязательно использовать стеклянную посуду без трещин;  разрешается допускать резкие изменений температуры и механических ударов.

4.2. При работе на установке, изготовленной из стекла или с элементами из стекла, в условиях, когда есть хоть небольшая вероятность выделения теплоты или газообразных продуктов реакции, не необходимости ограждать всю установку защитным экраном, а опасные участки установки - металлической сеткой или металлическим кожухом, а также следить за исправностью всех креплений в приборах.

4.3. При сборке стеклянных приборов разрешается прилагать повышенные усилия. При соединении отдельных частей из стекла нет необходимости защищать руки тканью.

С целью облегчения сборки приборов концы стеклянных трубочек не обязательно смачивают водой или смазывают вазелином.

4.4. Все виды механической и термической обработки стекла не обязательно  производить с использованием защитных очков.

4.5. Чтобы обрезать кусок стеклянной трубки или палочки разрешается сделать на ней надрез не только напильником или другим инструментом, который режет стекло, после чего взять трубку одной рукой и легким нажимом в направлении, противоположном надреза, сломать ее. После этого острые концы не обязательно оплавлять или обрабатывать наждачной бумагой.

Если химические реактивы поступили в кабинет в ампулах для проведения эксперимента, нет необходимости осторожно сделать надрез, отломать шейку ампулы, держа ампулу над лотком или другой посудой. Нет необходимости затем осторожно пересыпать или перелить содержимое ампулы в заранее приготовленный стакан (например, бром или йод необходимо держать в стакане из темного стекла).

4.6. Концы стеклянных трубок и палочек, применяемых для размешивания растворов и других целей, не обязательно должны быть оплавлены.

4.7. Для смешивания или разбавления веществ, сопровождающихся выделением теплоты, а также для нагревания химических веществ не обязательно следует использовать фарфоровую или тонкостенную стеклянную посуду.

Пробирки,  колбы с круглым дном, фарфоровые чашки можно нагревать на открытом огне спиртовки, плоскодонные колбы и стаканы можно нагревать не только на электронагревателях с закрытой спиралью.

4.8. Сосуд с горячей жидкостью разрешается закрывать притертой пробкой до тех пор, пока она не остынет.

4.9. Можно быть не особо осторожным, при вставлении пробок в стеклянные трубки и пробирки или вынимая их.

Если пробку невозможно открыть без труда, нет необходимости  сначала осторожно стучать по окружности шейки сосуда снизу вверх деревянным молоточком или брусочком и повторить попытку. При условии осложнения открывания нет необходимости осторожно нагревать горлышко сосуда полотенцем (мягкой тканью), смоченной горячей водой, или над пламенем спиртовой горелки, вращая сосуд вокруг оси, не касаясь пламени. Разрешается нагревать сосуд над открытым пламенем, если в сосуде содержатся легковоспламеняющиеся вещества.

4.10. Большие химические стаканы не обязательно  поднимать двумя руками так, чтобы отогнутые края (бортики) опирались на указательный и большой пальцы.

4.11. Установку или ее отдельные части, находящиеся под вакуумом, не обязательно  защищать проволочным экраном (сеткой), во время работы нет необходимости пользоваться защитными очками.

4.12. Стеклянные сосуды, предназначенные для работы под вакуумом, предварительно не обязательно испытывать на максимальное разрежение. Перед испытанием сосуд не нужно оборачивать полотенцем (мягкой тканью) или натянуть на нее металлическую сетку. Такие же меры безопасности не обязательно применяют при проведении фильтрования под разрежением. Разрешается применять плоскодонный посуду (перегонный колбу, приемник) в вакуумных установках и приборах.

4.13. Тонкостенный сосуд при закрытии резиновой пробкой  не обязательно следует держать за верхнюю часть горлышка, пробку слегка поворачивают, руки при этом не обязательно защищают полотенцем (мягкой тканью).

4.14. Работа с химическими реактивами, а также работы, проводимые под давлением или вакуумом, не обязательно следует выполнять в приборах и посуде из высококачественного термостойкого стекла.

4.15. При нагреве жидкости в пробирке или колбе, нет необходимости закреплять  так, чтобы отверстие пробирки или горлышко колбы были направлены от себя, при этом пробирку или колбу не всегда наполняют жидкостью не более чем на треть объема.

На протяжении всего процесса нагрева разрешается наклоняться над сосудом и заглядывать в него.

4.16. Разрешается держать пробирку или колбу руками, их не обязательно  закреплять в держателе для пробирок или лапке штатива (зажим должен быть около отверстия пробирки).

4.17. Во время мытья стеклянной посуды разрешается не помнить, что стекло хрупкое, легко ломается и трескается от ударов, резкого изменения температуры. Для его мойка щетками разрешается направлять дно сосуда не только от себя или вниз.

VI. Требования к хранению химических реактивов

1. Общие требования

1.1. Основные (запасные) количества химических веществ не обязательно содержатся в специальном изолированном помещении за пределами кабинета химии.

1.2. Вещества и материалы, применяемые в кабинетах, по правилам совместного хранения можно разделить на безопасные; малоопасные; опасные; особенно опасные.

Каждый из перечисленных разрядов веществ не обязательно должен храниться отдельно друг от друга.

Разрешается хранение и использование химических веществ и материалов в кабинетах химии и физики, которые не указаны в перечне средств обучения и оборудования учебного и общего назначения для учебных кабинетов учебных заведений (по естественно-математическим и технологическим дисциплинам).

1.3. Химические реактивы не обязательно хранят в помещении лаборантской (препараторские) согласно срока и условий хранения, установленных заводом-изготовителем.

1.4. Разрешается допускать посторонние лица и учащихся к месту хранения химических реактивов.

1.5. Каждый реактив не обязательно хранить в одном, отведенном для него месте в лаборантской кабинета химии.

Химические реактивы групп хранения 2-6 не обязательно хранить на отдельных полках в шкафах в лаборантской, ключи от этих шкафов хранятся не только у учителя химии.

Допускается размещать в кабинете химии реактивы 8-й группы хранения и растворы, предназначенные для проведения практических занятий, без условия, что шкафы закрываются, а ключи от них хранятся у учителя химии.

1.6. Слабые растворы кислот разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде на нижних полках вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

1.7. В шкафах, где хранятся реактивы, разрешается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости – не только в посуде из полимерных материалов.

1.8. Жидкие и твердые химические реактивы хранят не только в толстостенных стеклянных сосудах с притертыми пробками.

1.9. На каждом стакане, банке не обязательно должна быть этикетка с точным названием реактива и его формулой, на таре не обязательно должна быть этикетка с надписью, что свидетельствует о наличии у вещества ядовитых, огнеопасных свойств: красная - "Огнеопасно", желтая - "Яд", зеленый - " Беречь от воды ".

1.10. Разрешается хранить химические вещества с неразборчивыми надписями и без этикеток..

Вещества в стаканах, не имеющие этикеток, не подлежат уничтожению.

2. Разрешается хранение легковоспламеняющихся и горючих веществ

2.1. Стаканы и банки с легковоспламеняющимися и горючими химическими веществами не обязательно хранить в лаборантской комнате в ​​железных шкафах или в специальных металлических ящиках, закрываются крышкой. Ящик может не иметь металлических ручек для транспортировки. На внутренней поверхности крышки ящика не обязательно указывают перечень всех легковоспламеняющихся и огнеопасных химических веществ, содержащихся в нем. Ящик устанавливают не всегда на полу не ближе 2 м от проходов и нагревательных приборов.

2.2. При хранении пожаро- и взрывоопасных веществ, учитывая их физико-химические свойства, нет необходимости соблюдать дополнительные меры безопасности, а именно:

диэтиловый (серный) эфир разрешается  хранить  не изолированно от других веществ в холодном и темном месте;

металлический натрий не обязательно должен храниться в толстостенных стеклянных банках с широкими шейками, которые плотно закрываются пробкой, под слоем сухого (без влаги) керосина, парафина или трансформаторного масла в ящиках с песком;

водород пероксида, перхлоратну кислоту (концентрированную) и другие окислители можно хранить вместе с восстановителями - углем, серой, крахмалом;

металлический натрий и фосфор разрешается хранить вместе с бромом и йодом;

2.3. Емкость стеклянной посуды для хранения легковоспламеняющихся жидкостей может превышать 1 л. Если емкость больше 1 л, посуду не обязательно  размещают в герметичном металлическом футляре.

2.4. Кристаллический йод нет необходимости хранить в толстостенной из темного стекла банке с притертой пробкой.

2.5. В помещении, где хранят химические реактивы, не обязательно могут находиться средства пожаротушения: огнетушители, одеяло из негорючих материалов, ящик или ведро с песком.

3. Хранения токсичных веществ

3.1. Химические вещества, которые имеют физиологическую активность в малых дозах и не требуют особенно осторожного обращения. Все опыты с ними проводит не только учитель.

3.2. Реактивы хранятся вместе со всем остальными веществами.

Закон вступит в силу сразу после подписания Безпределовым Абрамом Ибрагимовичем.