ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИВА  

                                      Выход в раздел

Происхождение пива очень серьезный вопрос.


Пиво, как известно, напиток на все случаи жизни. Праздник - пьем пиво. Грустно, поднимаем настроение - снова пьем пиво. Жарко - пьем пиво (кстати, очень хорошо удаляет жажду), холодно - снова пьем пиво (кстати, очень хорошо согревает). Идем на футбол - берем пиво, собираем встречу старых друзей - опять пьем пиво. В общем, пиво повседневный напиток, но мало кто знает, откуда он взялся.
 

А история уходит своими корнями в далекое, далекое прошлое.
Пиво - один из самых древнейших напитков, известных человечеству. Именно поэтому никто точно не помнит, как началось пивоварение.  Кто-то, правда, вспомнил совсем недавно, что кувшины для хранения зерна случайно затопило водой, а потом вдруг оказалось, что найденная в них жидкость обладает очень интересными качествами.

Разные народы  стали производить пиво из самых разных продуктов.  Готовили пиво из зерна, солода, а добавляли закисшее тесто. С помощью листьев, коры деревьев, меда, пряностей готовили аромат. А хмель, который сейчас неотъемлемо используют в производстве пива, стали применять лишь только в конце Великого переселения народов, т. е. в IV-VII вв. н. э. С помощью хмеля древние народы позволили повысить стойкость пива, увеличить сроки хранения, качественно изменить рецептуру, технологию пивоварения. Это привело к тому, что древние народы выработали основную концепцию производства пива, которая дошла, до наших дней.
А если говорить о пиве и дальше, и больше, можно упомянуть о его основном компоненте - о воде. Ведь строительство пивоварен всегда начиналось с поисков источников чистой, мягкой, желательно родниковой воды, высокое качество которой обуславливало высокое качество производимого пива.

Если внимательно изучить рецепты приготовления пива, которые высекли на камне, то можно выяснить, что пиво начали варить всего лишь около 7000 года до нашей эры, то есть 9 тысяч лет назад, шумеры, проживающие  на территории между реками Тигр и Евфрат. На языке древних шумеров этот напиток назывался "каш".  Клинопись свидетельствовала, что в городе Лагаш для приготовления такого "пива" только за два месяца перерабатывалось около трехсот тонн ячменя. Они, как утверждают сохранившиеся исторические документы, приносили его в дар богине плодородия. В 1935 году кто-то нашел в Месопотамии дощечки из глины, которым, по крайней мере, 6 тысяч лет. На них изображены два человека в процессе работы у пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. В одном из храмов Месопотамии найдена клинопись, где содержались очень интересные рецепты изготовления шумерского пива. По ним удалось установить не менее 15 сортов пива. А из разрозненных изображений 23 сцен, довольно полно удалось восстановить процесс приготовления пива.
Он был почти таким же, как сейчас, но с некоторыми различиями. Например, из солода вырабатывался пивной хлеб. Его потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили пиво только через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевела, зерна не попадали в пищевод пьющего. Это был не столько напиток, сколько еда. Приготовленные без применения хмеля, они представляли собой слегка процеженную забродившую хлебную массу. Но, несмотря на это, популярность этой еды-напитка была высока: в одном из древних манускриптов при описании личных качеств важного мудреца, помимо его знаний и мудрости, приводятся также сведения о том, сколько пива он мог съесть. У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: "Ты, которая так щедро напоила меня".  У шумеров была поговорка: "Не знать пива - не знать радости". Шумеры, ассирийцы - знали более 70 сортов пива, с разными названиями в зависимости от вкуса, цвета, запаха. Пили пиво сладкое, его любили женщины, пили пиво темное, светлое.  Особенно распространенным в Месопотамии было темное пиво. Густое, с осадком, умеренно игристое с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода, освежающим вкусом. Пиво сдабривали пряностями, от чего оно становилось более или менее горьким, в зависимости, сколько и каких трав туда добавляли.  Пиво пили все: и простой народ, и знать. Его подносили богам, использовали вместо платы и как бартер. Умные Шумеры вообще освобождали пивоваров от военной службы. 

Пиво в Вавилоне называли "шику".В  Вавилоне, правила изготовления пива, продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).  Там были две статьи о производстве и продаже пива, включая предельные цены на этот напиток, распоряжение о перерасчете зерна, идущего на его приготовление. Вавилон знал более двадцати сортов пива, имевших разные наименования - в зависимости от вкуса, цвета и других свойств. Было пиво темное, светлое, сладкое, с горчинкой. Древние вавилоняне были первыми строгими борцами за чистоту пива. "Каменный столб", найденный в 1903 году под Сузами, в Ираке, и хранящийся теперь в Лувре, - лучшее этому свидетельство. Древней клинописью на нем высечены надписи, гласящие о суровом наказании для недобросовестных пивоваров, разбавляющих пиво водой. Вот где лежат истоки "райнхайтсгебота" - первого закона о чистоте пива принятого баварским герцогом Вильгельмом IV в 1516 г. Свод законов царя Хаммурапи самый значительный юридический документ, но, к сожалению незакрепленный нотариусом Древнего Востока. По этому закону спекулянты, владельцы подпольных пивных заводов строго карались. Если женщина, которая варила пиво, нарушала нормы назначения цен, её быстро штрафовали или немедленно бросали в воду. Тот, кто производил поддельное пиво, топили, а мне больше всего понравилось, что такого человека заставляли пить бракованное пиво до самой смерти. Поэтому надо полагать, что качество пива в Вавилоне было высоким.  Задушевно пел о пиве неизвестный поэт "Пусть станет око бочки нашим оком, пусть станет сердце бочки нашим сердцем!"

В Древнем Египте, например, сведений о пиве дошло совсем мало. Готовить напиток там стали уже в 2800 году до нашей эры. Он называлось "хенкет" и был довольно крепким. Готовился в том числе с добавлением имбиря, можжевельника. Его не фильтровали. Рецепты пива передавались из поколения в поколение, некоторые из них датируются 3000 годом до н. э. Именно египтяне усовершенствовали технологию приготовления солода. Они стали перетирать его, прежде чем смешивать с водой, открыв таким образом удивительное свойство солода, крахмал из которого растворяется в воде, отдавая в нее все ферменты и витамины, а также солнечную энергию. А настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до нашей эры, показывает процесс приготовления пива. Рецепты очень сложные. Приписывали египтяне изобретение хмельных напитков самому богу Осирису. На месте древней столицы Египта обнаружены остатки пивоварни. Принадлежала она, как оказалось, храму, а построила его сама знаменитая Нефертити. На одном из настенных изображений царица, сама разливала пиво через ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. Древние египтяне знали немало сортов пива. Начиная от обычного ячменного, темного, светлого мягкой консистенции пива. Светлого с тончайшим ароматом, обычного пива из смеси разных видов солода и, кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Выражение "пиво - это жидкий хлеб" знали уже в Древнем Египте, Вавилоне. Выпечка хлеба и пивоварение в Египте осуществлялись по одной концессии, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце. Пиво в Египте пили бедняки, средние слои населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. В гробницы фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. В конце III тысячелетия до нашей эры в гробницах вместо барельефов появились деревянные модели с раскрашенными фигурками пивоваров, которые размещали в ящиках, имитирующих определенные помещения дома. Так, в одной из гробниц обнаружили миниатюрную пивоварню. Модель, изготовленная в районе Ассиута в Среднем Египте в XX веке до нашей эры, стала экспонатом Каирского музея. 10 мая 1913 года ее приобрел хозяин и основатель Жигулевского пивного завода Альфред фон Вакано. После революции экспроприированные ценности заводского музея попали в Музей Самарского научно-краеведческого общества. В 1931 году композицию, изображающую процесс растирания хлебных лепешек для заквашивания, передали в ленинградский Эрмитаж. Ныне копия этой пивоварни украшает и экспозицию первого в России музея Пива Комбината им. Степана Разина. Вместе с тем на алкоголиков уже тогда смотрели неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высекли наставление: "Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся и скажут с возмущением: "Пошел вон, пьяница!".
Пословицы звучат: "Насладился пивом - занемог в дороге", "Пива напился - к месту прирос".

Готовили ячменный напиток в IX-VII веках до нашей эры и на территории Армении. При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления, хранения пива. Там хранилось ячменное вино в огромных кувшинах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, в него был, воткнут тростник больших, маленьких размеров. Если кто хотел пить, брал тростник в рот и тянул через него вино. Напиток был терпкий и приятный на вкус.
На территории древней Испании (1-век до нашей эры.) уже иберийцы варили пиво.
В IV веке до нашей эры скифские племена тоже имели опыт в приготовлении пива.
Налог на пиво, введенный при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до нашей эры), играл значительную роль в экономике страны.
Пиво в древнем Риме употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. В Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво, в которое примешивались ароматические вещества.

В древней Греции, богатой различными винами, пиво презирали. Оно считалось напитком бедняков. Тем не менее, знаменитый врач Гиппократ (ок. 460-377г.г. до н.э.) посвятил пиву специальную книгу. Веселый бог Вакх-Дионис древних греков и римлян был, прежде всего, богом виноделия. Но пиво привилось как напиток бедняков. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пишет о странном действии пива, которое, якобы, заключается в том, что человек, опьяненный пивом, падает назад, а не шатается по сторонам, как это бывает с человеком после вина. Вероятно, следует вспомнить, что греки пили вино, сильно разбавленное водой. Выражение "он пьет неразбавленное вино" или, "он пьет как скиф", было синонимом пьяницы.