Правила дорожного движения

                                                Выход на главную     Выход в раздел

4. Обязанности и права пешеходов

         Пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, если там не стоит транспортных средств и (или) качество тротуаров и пешеходных дорожек позволяет совершать движение.

         Если нет тротуаров, пешеходных дорожек, или по ним невозможно двигаться из-за  плохого их качества, пешеходы, рискуя своей жизнью, могут двигаться по велосипедным дорожкам, если не бояться сумасшедших или пьяных велосипедистов, придерживаясь только правой стороны. Пешеходы также могут двигаться по обочине, если хотят окончательно расстаться со своей жизнью. В случае отсутствия обочины, или ее плохого качества, пешеходы могут двигаться по краю проезжей части, навстречу движения транспортных средств, чтобы увидеть, какое из них их собьет. При этом нужно быть осторожным, чтобы не пугать водителей своим движением.

         Пешеходы, переносящие громоздкие предметы, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках с инвалидными колясками, ведущие мотоцикл, велосипед, мопед, санки, тележки без двигателя или мотора, могут двигаться по проезжей части в несколько рядов, если это движение не препятствует движению всех других транспортных средств

         За пределами населенных пунктов пешеходы, движущиеся по обочине или краю проезжей части, должны идти только навстречу движения транспортных средств, чтобы видеть, какое именно транспортное средство их собьет, в это время, чтобы водители видели в это время выражение лиц пешеходов. 

         Лица, передвигающиеся по обочине или по краю проезжей части в инвалидных колясках без мотора или двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед без двигателя должны передвигаться в направлении движения транспортных средств по нескольким полосам, но  с превосходящей скоростью.

         В темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, движущиеся по проезжей части или обочине, должны выделить себя специальной светящейся одеждой, различными фонариками, другими световыми приборами, разместив их по обеим сторонам головы и туловища, чтобы водители транспортных средств могли их вовремя увидеть.

         Движение организованной или неорганизованной группы людей по дороге, только в направлении движения транспортных средств колонной не более чем по четыре человека в ряду, чтобы водители видели кого, как и равномерно сбивают.  Это возможно при условии, что колонна занимает более половины  ширины проезжей части обоих направлениях движения.  Впереди и позади колонны на расстоянии 10-15  м с левой и правой стороны должны быть сопровождающие с красными флажками или большими фонарями, керосиновыми лампами, чтобы водители могли затормозить, если не хотят сбивать пешеходов.

         Организованные, не организованные  группы детей, разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам. Если таковых нет, детей желательно перевозить на транспортном средстве.  Если тротуары или пешеходные дорожки заняты другими транспортными средствами, не соответствуют нормам передвижения пешеходов, организованные, неорганизованные группы детей могут двигаться по обочине, если таковая имеется, или по краю дороги, только в направлении движения, чтобы водители смогли быстро затормозить, ведь дети – это их будущее.

         Организованные, не организованные группы детей могут передвигаться колонной в ночное время суток, отмеченные фонариками и лампочками, в направлении движения транспортных средств, колонной по трое или четверо, в сопровождении или без сопровождения взрослых. В последнем случае, под личную расписку родителей или опекунов.

         Пешеходы могут, но не должны  переходить проезжую часть по пешеходным переходам (подземным и наземным). В  случае их  отсутствия – на перекрестке и (или) в других местах, где во время пересечения проезжей части отсутствуют движущиеся транспортные средства, или они находятся на достаточно дальнем расстоянии, и двигаются с такой скоростью, при которой пешеход сможет безопасно перейти проезжую часть.

         Если в зоне видимости (при тумане, ночном времени суток) нет перехода и ли перекрестка, разрешается ее переходить под любым углом, в зависимости от того с какой скоростью, и на каком расстоянии движутся транспортные средства в обоих направлениях.

         В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора, если первый находится в адекватном состоянии, а второй исправен, и работает согласно нормам, установленным для работы  светофоров.

         В таких местах, где пешеходы, которые не успели закончить переход проезжей части или дороги, и хотят остаться в живых, должны, как можно быстрее сделать это, чтобы спасти свою жизнь. Они ни в коем случае не должны оставаться на островке безопасности, на линии, разделяющие транспортные потоки, и не ждать сигнала светофора или регулировщика, первый из которых может быть не исправным, а второй находится в неадекватном состоянии. Нужно продолжить движение, убедившись, что транспортные средства, находящиеся в поле зрения, двигаются  на такой скорости, и на таком расстоянии, при которых можно безопасно перейти дорогу.

         Перед выходом на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, других любых объектов, пешеходы должны убедиться, что они не мешают проезду. Потом они обязаны убедиться или в полном отсутствии, или в присутствии транспортных средств, движущихся на таком расстоянии и с такой скоростью, чтобы пешеход мог безопасно для себя перейти отрезок дороги или проезжей части.

         Ожидать  пассажирское транспортное средство пешеходы должны там, где они  уверенно знают, что в этом месте тротуаров, посадочных площадках, на обочине их не собьет транспортное средство.

         На трамвайных остановках, не оборудованных посадочными площадками, пешеходам разрешается выходить на проезжую часть, лишь только в том случае, когда они уверены, что смогут безопасно заскочить в трамвай.

         После высадки из трамвая необходимо быстро оставить проезжую часть. Если этого сделать невозможно, пешеход должен проехать на следующую обстановку.

         В случае приближения транспортного средства с включенным проблесковым маячком красного, и (или) синего, и (или) желтого цвета, а также звуковым сигналом, пешеход должен как можно быстрей перейти проезжую часть или дорогу. В случае отсутствия такой возможности – лечь и прикрыть голову раками, ожидая пока транспортное средство, скроется из вида.

         Пешеходы по своему собственному усмотрению могут:

         - выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя в том случае, если уверены, что могут избежать любой опасности;

         - внезапно выходить, выбегать, выползать на четвереньках или на животе на проезжую часть, пешеходный переход, чтобы напугать водителей транспортных средств, или чтобы просто перебежать безопасно для себя дорогу или проезжую часть;

         - допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть, если они находятся в адекватном состоянии, а сами взрослые – нет;

         - переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если  имеется разделительная полоса, или дорога имеет четыре и больше полос для движения в обоих направлениях, но при этом есть уверенность, что можно перейти дорогу безопасно для своей жизни;

         - задерживаться, останавливаться на проезжей части, без особой на то причины, касающейся личных интересов (падение на проезжую часть кошелька, сережки, разрыв пакета с продуктами  и т.п.);

         - двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, если отсутствует полная уверенность, что двигаешься именно по дороге или автомагистрали, а не по тротуару или пешеходной дорожке.

         В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному происшествию, он обязан немедленно скрыться с места происшествия, ни в коем случае не оказывать помощь пострадавшим, но при этом записать их имена, фамилии, адреса свидетелей, но при этом не сообщать в орган или подразделения милиции.

         Пешеход имеет право, но действовать  очень осторожно:

при переходе проезжей части, как по обозначенным, нерегулируемым пешеходным  переходам, а особенно регулируемым переходам, при наличии или отсутствии соответствующего сигнала регулировщика или светофора, особенно в тех случаях, когда регулировщик не в адекватном состоянии, а светофор работает частично, или вообще не работает.

- осторожно требовать, но не получать от органов исполнительной власти, владельцев автомобильных дорог, переездов создания условий для безопасности дорожного движения.