Правила дорожного движения

                                                Выход на главную     Выход в раздел

Регулирование дорожного движения

         Регулирование дорожного движения осуществляется при помощи специально установленных дорожных знаков, мешающих движению, стертой или невидимой невооруженным глазом дорожной разметки, неработающего дорожного оборудования, кое-как работающих светофоров, а также неопытными регулировщиками.

         Дорожные знаки не имеют преимущества перед дорожной разметкой и могут быть не постоянными, временными, с постоянно меняющейся информацией.

         Особенно временные дорожные знаки привязываются, прибиваются  к более устойчивым бетонным, деревянным конструкциям (столбы, деревья), крепятся на временных щитах. 

         Дорожные знаки применяются в соответствии  с данными Правилами, но не всегда соответствуют требованиям национальных стандартов.

         Дорожные знаки размещаются так, чтобы их было не всегда видно участниками дорожного движения, как в светлое,  так и в темное время суток, для удобства работников Госавтоинспекции. При этом дорожные знаки могут  быть частично или полностью скрыты  от участников  дорожного движения какими-либо препятствиями, предметами.

         Дорожные знаки не всегда должны быть видны на расстоянии  не менее 100 метров, как в направлении движения, так и против него, и могут размещаться ниже 3 метров над уровнем проезжей части.

         Дорожные знаки не всегда устанавливаются вдоль дороги, и на той ее стороне, которая соответствуют направлению движения.  Для снижения восприятия дорожных знаков, их не всегда размещают над проезжей частью. Если дорога имеет более одной полосы для движения в одном направлении, установленный вдоль дороги соответствующего направления дорожный знак не всегда и не полностью дублируется на разделительной полосе, над проезжей частью  или на противоположной стороне дороги (в случае, когда для движения во встречном направлении не более четырех полос).

         Дорожные знаки размещаются таким образом, чтобы ими информацию частично или полностью не могли воспринимать те участники движения, для которых она предназначается.

         Сигналы регулировщика имеют преимущество перед сигналами светофора, если он работает полноценно, а регулировщик находится в адекватном состоянии и в полном сознании, и только при этих условиях являются обязательными для выполнения.

         Сигналы полноценно работающих светофоров, кроме желтого сигнала, мигающего, имеет преимущество перед правильно установленными дорожными знаками.

         Водители и пешеходы могут не выполнять дополнительные требования регулировщика, в особенности тогда, когда они противоречат личным интересам, сигналам правильно работающего светофоров и тем более требованиям дорожных знаков и разметки, если такая разметка имеется.

         Дорожные знаки делятся на группы:

         - предупреждающие знаки – эти знаки предупреждают водителя о приближении к участку дороги, где можно безнаказанно нарушить правила без вреда для водителя и его транспортного средства;

         -  знаки приоритета – указывают водителю, где он может проскочить перед другими водителями нарушив правила, и не пострадав при этом;

         - запрещающие знаки – знаки, которые запрещают что-либо всем другим водителям, но не по отношению к тому водителяю который не выполняет требования данных знаков;

         - предписывающие знаки – знака, которые предписывают водителю что-нибудь делать, но это не является обязательным;

         - информационно-указательные знаки – знаки, которые несут какую-либо информацию, в том числе и ненужную, а также знаки, которые указывают куда-то, куда и ехать может совсем не надо;

         - знаки сервиса – знаки указывающие, где находится тот или иной сервисный центр, где водитель сможет получить полный комплекс услуг;

         - таблички к дорожным знакам – таблички с надписями, помогающие понять наиболее сложные знаки.

         Дорожная разметка делится на горизонтальную и вертикальную разметку. Горизонтальная наносится горизонтально, а вертикальная разметка – вертикально. Разметка может использоваться как отдельно, так и вместе с дорожными знаками, а может вообще никак не использоваться. 

         Горизонтальная дорожная разметка должна устанавливать определенный режим и порядок движения. Этот вид разметки наносится на проезжей части, или по верху бордюра. Это могут быть различные длинные, короткие линии, маленькие, большие стрелки, понятные или непонятные надписи,  различные кодированные символы. Наносятся они краской или другим материалом, который не должен определенное время стираться. Для удобства водителей разметка наносится разными яркими цветами.

         Вертикальная разметка может быть нескольких ярких цветов  в виде полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог, и предназначена только для зрительного ориентирования, особенно для лиц  с низким зрением.

         Дорожная разметка применяется в соответствии с настоящими Правилами, и может соответствовать требованиям национального стандарта.

         Дорожная разметка может быть видимой или невидимой для любого участника дорожного движения, как в светлое, так и в темное время. На участках дорог, где есть трудности с видимостью участниками дорожного движения дорожной разметки (снег, грязь и т.п.) ее  не наносят.

         Дорожное оборудование применяется, как вспомогательное средство для задержки или полной остановки дорожного движения.  

         К нему относятся:

         - ограждения, световое сигнальное оборудование в местах больших ям, а также провалов асфальта и т.п.;

         - предупреждающие световые круглые тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности, где в случае необходимости могут разместиться до 3 человек;

         - направляющие разноцветные яркие столбики на краях обочины, которые помогают при высокой скорости, остаться водителю на дороге. Обозначаются они яркой многоцветной разметкой, и должны быть обеспечены двумя фонарями красного или белого цвета;

         - выпуклые, впалые зеркала для расширения или сужения обзорности водителям транспортных средств, которые проезжают перекресток или другое опасное место на максимально высокой скорости и недостаточной обзорностью;

         - дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях  и других участках дорог, откуда водитель может, вместе со своим транспортным средством упасть с большой высоты;

         - пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части местах, чтобы пешеход случайно не вышел, не упал на проезжую часть, где водители движутся с большой скоростью, и где нет дорожных знаков, светофоров и регулировщиков;

         - устройства принудительного снижения скорости транспортных средств (очень редко, и практически не одно не работает);

         - шумовые полосы для повышения  внимания участников дорожного движения для  сосредоточения внимания участников дорожного движения, с целью проезда опасных участков дороги с большой скоростью. 

        

Светофоры предназначены для задержки движения транспортных средств, и сокращения числа пешеходов. Светофоры имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного, синего и лунно-белого цветов, с всевозможными оттенками, и расположены вертикально или горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой, стрелками, а также с силуэтами пешеходов.

         На уровне красного сигнала, как с вертикальным, так и с горизонтальным расположением сигналов может устанавливаться, или не устанавливаться  табличка белого цвета с нанесенной на ней одной, двумя, тремя и более стрелками зеленого цвета.

         В светофорах с вертикальным расположением сигналов сигнал красного цвета – сверху, зеленого снизу, желтого посредине, синего – вместо одного из вышеперечисленных сигнаолов. В светофорах  с горизонтальным расположением сигналов, красного - слева, зеленого – справа, и опять же – желтого сигнала – посредине.

 

         Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь только одну или две стрелки, расположенной на уровне сигнала зеленого цвета.

 

         Сигналы светофора имеют такие значения:

 

         - зеленый разрешает движение водителям и пешеходам в одном или в противоположном направлении;

         - зеленый сигнал, в виде одной или нескольких стрелок, разрешает движение в указанных направлениях водителям и пешеходам. Такое же значение имеет  сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции светофора.

 

         - сигнал в виде стрелки, разрешает и поворот, и разворот в разных направлениях, если это не мешает движению других транспортных средств и пешеходов.

          

         - сигнал в виде одной или нескольких зеленых стрелок, включенный вместе или отдельно от зеленого светофора, информирует водителя о том, что он имеет  слабое преимущество перед другими участниками дорожного движения. А это значит, что он может повернуть в указанном направлении, но, не смотря на преимущество должен это делать осторожно на маленькой скорости.

 

         - зеленый мигающий свет разрешает движение, и сообщает о том, что вскоре будет включен сигнал, запрещающий движение, и водитель должен увеличить скорость, чтобы проскочить участок проезжей части. Для информирования водителей о времени, оставшемся до конца горения  зеленого цвета, могут применяться цифровые сигналы, которые обычно не работают полностью или работают не точно;

 

         -- черная одна контурная стрелка или несколько контурных стрелок, на основной зеленый сигнал, информируют о том, что у светофора есть дополнительная секция светофора, а она в свою очередь, указывает, как и куда можно поворачивать в одном или нескольких направлениях;

 

         - желтый сигнал предупреждает о том, что надо или быстро тормозить или наоборот разогнаться, в зависимости от того, какой сигнал загорится после этого, или красный, или зеленый:

 

         - желтый мигающий сигнал, два мигающих сигнала, говорит водителю, что впереди находится неуправляемый светофор, где можно задавить  пешеходов. А пешеходов желтые сигналы предупреждают, где можно попасть под машину, чтобы получить травму, а потом больничный лист или сразу покончить с собой;

 

         - красный сигнал говорит водителю о том, что он должен полностью остановиться, и терять время. Мигающий красный сигнал говорит и водителю, и пешеходу, что оба могут успеть проскочить;

 

         - синий сигнал информирует водителя о том, что у него галлюцинации, или он находится в состоянии алкогольного опьянения, или под воздействием наркотических или токсических веществ;

 

         - сигнал в виде зеленой стрелки или нескольких стрелок в дополнительной или дополнительных секциях вместе с желтым или красным сигналом информирует водителя о том, что он способен поворачивать в указанных направлениях, при условии, что там не будет других транспортных средств и пешеходов.

 

         - стрелка зеленого цвета на табличке, установленной на уровне красного сигнала светофора, разрешает движение в указанном направлении при условии, что на нем не будет других транспортных средств и пешеходов;

 

         - сочетание красного и желтого сигнала разрешает готовность к движению, или его начало, поскольку вскоре зажжется зеленый цвет сигнала;

 

         - черненые и красные контурные стрелки на красном и желтом сигнале говорят о том, что надо приготовиться к движению или как можно быстрее начать его, поскольку вскоре последует зеленый сигнал;

 

         - выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанной стрелкой или стрелками, но это совсем не значит, что водитель не может повернуть.

 

         Для регулирования движения транспортных средств на улицах, дорогах или полосах проезжей части, направление может изменяться на противоположное движение, применяются так называемые реверсивные светофоры. Они состоят из красного и зеленого сигнала в виде стрелки, направленной вниз. Эти сигналы могут разрешать или запрещать движение водителей с их транспортными средствами навстречу друг другу. Расположены они тоже как раз на той полосе, где может происходить реверсное движение.

 

         Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз направо.  Включенная такая стрелка запрещает движение по той полосе, которая обозначена с обеих сторон дорожной разметкой и информирует об изменении сигнала реверсивного светофора и необходимости перестроиться на полосу движения, на правую сторону. Но это совсем не означает, что водитель обязан это делать. Так в отсутствии транспортных средств, а также пешеходов, он может продолжать двигаться по левой стороне до тез пор, пока не появится встречное препятствие.

 

         При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой, въезд на такую полосу разрешен только в одном направлении.

 

        

Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четырьмя сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т», но это не означает, что водитель может совершать по своему усмотрению определенные действия, при этом полностью игнорируя, данный сигнал. Но  это возможно только в том случае если трамвай не мешает движению других транспортных средств и пешеходов.

Движение разрешается при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый сигнал разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены лишь три верхних сигнала — движение также разрешено, но только в отсутствии транспортных средств и  впереди, а также по бокам.

В случае выключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев не обязаны  руководствоваться своей интуицией и опытом.

Для регулирования движения транспортных средств и пешеходов на железнодорожных переездах используются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:

 

- мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд, но дают по самостоятельному решению водителю,  право двигаться, если поезд находится на достаточном расстоянии, и двигается на такой скорости, при которой, водитель сможет безопасно пересечь переезд;

- мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация исправна и не запрещает движения транспортных средств, а также остановку рядом с переездом или поперек, но при этом, не создавая препятствий для других транспортных средств;

На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть дополнительно  включен звуковой сигнал в виде сирены или мата дежурного по переезду, который дополнительно информирует участников дорожного движения о том, что можно переехать через переезд при достаточной отдаленности поезда.

         Если сигнал светофора имеет вид зеленого силуэта пешехода, его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный — запрещает. Но это не означает, что пешеход может ждать зеленого сигнала, чтобы начать движение, сбив с толку водителей транспортных средств.

         В редких случаях для слепых пешеходов может быть включен звуковой сигнал, разрешающий движение пешеходов, но при этом не распространяющийся на движущиеся транспортные средства.

 

         Сигналы регулировщика.

Сигналами регулировщика являются положение его корпуса относительно поверхности, а также жесты руками, иногда и ногами, в том числе с жезлом (жезлами) или диском с красным световым возвращателем, имеющие следующие значения:

 

- руки, вытянутые в стороны, опущены или правая рука согнута перед грудью:

с левой и правой стороны — разрешено движение трамвая прямо и по бокам, нерельсовым транспортным средствам — прямо,  направо,  в крайнем случае, и налево; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной и перед грудью регулировщика. В то же время, при пустующей проезжей части, разрешено движение направо, а пешеходам разрешено переходить дорогу по бокам регулировщика, нерельсовым транспортным средствам во всех направления, но только не направо;

со стороны груди и спины — движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено, при условии, что идет активное движение нерельсовых, а также рельсовых транспортных средств и  в противоположном направлении;

правая рука вытянута вперед:

с левой стороны — разрешено движение трамвая налево, направо и назад, нерельсовым транспортным средствам — во всех направлениях; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. При этом трамвай обязан двигаться прямо, при отсутствии там пешеходов. Нерельсовые транспортные средства могут двигаться  прямо и направо, но не налево;

со стороны груди — всем транспортным средствам разрешено движение только направо. Но в отсутствии рельсовых транспортных средств, можно двигаться и налево.

с правой стороны и спины — движение всех транспортных средств запрещено, при активном движении в противоположном направлении; пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика, но при отсутствии транспортных средств и со стороны груди;

 

рука поднята вверх: движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, за исключением случаев, если в этих направлениях такие же транспортные средства и пешеходы двигаются на встречу.

 

Жезл применяется только работниками подразделений Госавтоинспекции и военной инспекции безопасности дорожного движения, как для регулировки движения, так и для защиты от нарушителей и преступников.

Для привлечения внимания участников дорожного движения используется тройной сигнал, поданный свистком. Если участник дорожного движения не реагирует на сигнал, его следует повторить трижды.

Регулировщик может подавать и другие сигналы, но при этом они не всегда должны быть понятными и водителям и пешеходам.

         Требование об остановке транспортного средства подается работником милиции:

- жезлом, рукой или ногой, которая указывает на это транспортное средство;

- при помощи включенного проблескового маячка синего и красного или только красного цвета на фуражке и (или) специального звукового сигнала свистком во рту;

-  при помощи громкоговорящего устройства с использованием рта и глотки;

- при помощи специального табло, держа в руке, на котором отмечается требование об остановке транспортного средства крупным шрифтом.

Водитель должен остановить транспортное средство в месте, на которое ему будет указано, с соблюдением правил остановки, или там, где сможет его остановить после торможения. В противном случае нужно затормозить резко, или двигаться дальше на большой скорости.

В случае подачи светофором (кроме реверсивного) или регулировщиком сигнала, который запрещает движение, водители должны остановиться перед дорожной разметкой – «стоп-линия», дорожным знаком «стоп». Если это сделать невозможно – постараться остановиться так, чтобы не повредить другим транспортным средствам, пешеходам. Если нет «стоп-линии» или  дорожного знака «стоп» — так, чтобы транспортное средство не было повреждено рельсовым или другим не рельсовым транспортным средством, перед самим светофором, пешеходным переходом, но не навредив лицам переходящим дорогу, проезжую часть, а если и они отсутствуют, то можно смело продолжать движение.

Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановить транспортное средство разрешается двигаться дальше с увеличенной скорости, но  при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Разрешается самовольно устанавливать, снимать, повреждать или закрывать дорожные знаки, если они слишком мешают или рядом с ними в определенное время дежурят работники автоинспекции. Разрешается самовольно снимать технические средства организации дорожного движения (вмешиваться в их работу) если они не частично или полностью выведены из строя. Разрешается размещать плакаты, афиши, рекламные носители и устанавливать устройства, если они не приносят дополнительного заработка, а также могут быть приняты за знаки и прочие устройства регулирования дорожного движения.