Выход в раздел
Уже на рубеже нашей эры было зафиксировано приготовление пива у эфиопов, а
строителям храмов выдавали хлеб и пиво.
В 1897-1898 гг.: крупнейший народ, около 35% населения Эфиопии варил пиво с
привкусом меда. В 1911 г. в европейской печати появилось сообщение, что одна
мюнхенская фирма отправила в подарок императору Абиссинии несколько бутылок
пива. В ответ последовало благодарственное письмо с высказыванием, что "пиво
пришлось совсем по вкусу", и заказ еще на 200 бутылок. В тех районах Африки, где
ячмень не произрастал, - к югу от Эфиопии, в Центральной и Западной Африке, пиво
традиционно готовилось из африканского проса. Просо, издавна известное
земледельцам, в диком виде не встречается, что подтверждает глубокую древность
его введения в культуру. Пиво играло большую роль в исполнении традиционных
ритуальных обрядов и в общественной жизни. На западе Камеруна, живет племя,
которое более двухсот лет тому назад ушло в горы от вторгнувшейся конницы
исповедующих ислам. Народу удалось сохранить обычаи и верования предков. Основа
производящего хозяйства у них - выращивание проса на площадках, отвоеванных у
гор.
В похоронном обряде важную роль играет пиво. Рядом с покойником, которого
усаживают в могилу лицом к родным местам, кладут его вещи, ставят еду и пиво,
как это практиковалось еще у древних египтян. Затем все присутствующие пьют пиво
и едят жертвенную козу. Народы Судана, Уганды, бассейнов рек Замбези и Конго,
Гвинейского побережья (где не росли пальмы) из африканского проса приготовляли
пиво похожее на брагу, но постепенно более распространенным исходным материалом
для пивоварения становится сорго, которое европейцы называли просом, его родиной
считается Экваториальная Африка, а районом введения в культуру - Судан. Уже в
1505-1506 гг. было известно о хмельном напитке у народов Мозамбика, вероятно,
сортовом пиве. По некоторым сведениям более пятидесяти лет с 1883 по 1935 г.в
давние времена зулусы приготавливали пиво из проса, а сорго употребляли как
пищевой продукт. Но после того, как в Африку пришли португальцы, другие
европейцы, там постепенно стала распространяться кукуруза, а кукурузная каша
начала заменять кашу из сорго. Одновременно из более урожайного по сравнению с
просом или дагуссой сорго стали варить пиво. Если же не хватало сорго, для
пивоварения в Южной и Центральной Африке в качестве примеси добавлялась
кукуруза. Известно чисто кукурузное пиво. В центральной Африке распространено
пиво из зерен элюсина - прозрачный красно-коричневый напиток. Сравнительно
поздно в Конго стали приготовлять пиво из сахарного тростника, завезенного в
Африку. Процесс традиционного приготовления пива у зулусов, позволяет заглянуть
на кухню наших далеких предков, живших несколько тысячелетий назад. Первой
стадией было приготовление солода, для чего зерна африканской разновидности
сорго, которое европейцы называли "кафрским просом", зашивались в камышовый
мешочек и размачивались в реке, чтобы зерно начало прорастать. После зерно (с
ростками около 2 см) хранилось в больших глиняных горшках. Варение пива было
обязанностью женщин. Приготовленный солод вместе с проросшими зернами помещался
на день в кувшин с холодной водой (из расчета корзина зерен на половину, а лучше
на такую же корзину солода).
Затем в мокром виде полученная масса дважды растиралась, получалось тесто,
которое затем вновь заливали кипятком с добавлением холодной воды. Наутро
настоявшуюся жидкость нагревали до кипения в глиняных горшках (позднее котлах) с
добавлением и части "теста". Таким образом, получалось сусло, которое остужали в
прохладном месте. Часть полученного сусла смешивалась с сухим размолотым солодом
и оставлялась в качестве закваски для дальнейшего приготовления пива. В остывшее
сусло бросали еще сухого солода и добавляли отложенный (бродящий) фермент для
ускорения процесса брожения.
После завершения брожения, когда сусло покрывалось массой больших пузырьков,
производилась очистка пива от осадков через травяные сита. Через некоторое время
очищенное пиво снова начинало бродить и становилось пригодным к употреблению.
Правильно сваренное пиво из сорго сохранялось в течение суток, из кукурузы -
около 15 часов. Для последующего приготовления пива в дальнейшем использовали
отложенную закваску. Это пиво, хотя приятное и полезное, казалось европейцам
недостаточно крепким напитком, что вполне понятно, так как нормальное содержание
в нем алкоголя не превышает двух процентов". Это пиво было красноватого цвета и
содержало примеси из муки и мякины.
Родственные зулусам народы, проживающие на территории современного Лесото,
употребляли перебродившую кашу из сорго или тыквы и примерно таким же образом
готовили пиво двух сортов очень хмельное и более слабое. Сорговый солод бросают
в кипящую воду и долго перемешивают круглой лопаткой. Когда смесь остывает,
добавляют остаток старого пива, специально сохранявшегося для этой цели. Этот
остаток и производит ферментацию. Потом напиток процеживают через специальный
фильтр, чтобы удалить отруби. Скорее, это даже каша, а не напиток. Там еще
плавают мутные взвеси. Собственно, на праздниках, которые племенные вожди
устраивали несколько раз в "зимнее" время года, не столько ели мясо, так как
скота было мало, и его берегли, сколько пили пиво. На праздники могли прийти все
желающие, но мужчины пили пиво в хижинах отдельно от женщин. Девушки разносили
большие кувшины с пивом, которые ставили из расчета один кувшин на 3-4 человека,
предварительно сняв шумовкой, сделанной из пальмы, муть и пену с поверхности.
Все сколько-нибудь важные события в жизни племени не обходились без пива.
В 1879 г. верховный вождь зулусов собрал всех воинов на совет в связи с
вторжением на территорию ныне провинции Наталь в составе ЮАР английских войск и
обильно угощал их мясом и пивом. В последовавшей затем знаменитой битве у холма
Изандлвана 22 января 1879 г. одна из колонн англичан была полностью уничтожена.
На поле боя осталось 800 "красных мундиров" (англичан) и 500 воинов-туземцев,
сопровождавших англичан. Это было крупнейшее поражение английской короны во
время колониальной экспансии в Черной Африке. Несколько раньше зулусская армия
регулярно угощалась еще пивом из проса. По некоторым свидетельствам у народов
верхнего течения Замбези в 50-х гг. XIX в. был питательный" напиток. Не
исключено, что это еще было пиво из проса, но, возможно, и из сорго. Еще через
два десятилетия, в Замбези в 1875 г., на территории современной Замбии земля
щедро вознаграждала земледельцев. Здесь возделывалось просо (сорго) двух сортов:
белое и красное. Посев производился в сентябре-октябре, а в феврале уже собирали
урожай, приготавливают напитки из сухих и свежих фруктов, а также из меда".
Сейчас в
Африке можно встретить светлые сорта, очень крепкие сорта, например,
приготовляемые по ирландской технологии, но с большим процентным содержанием
спирта.
Пиву отводится основная роль в создании атмосферы дружелюбия, непринужденности,
радости и веселья.
Африка очень большая, очень разная. Африка белая и черная, Африка саванн и
джунглей, хижин и современных городов, Африка коренных жителей и гостей. И все
это - Африка пива. На рынках Западной Африки, особенно в Буркина-Фасо, довольно
часто можно увидеть продавщиц Dolo -традиционного напитка на основе проса, до
сих пор приготовляемого исключительно женщинами на мелких предприятиях с четкой
организацией труда. Dolo получают в результате спонтанного брожения, а горечь и
аромат ему придают местные растения. Пить его надо в течение 48 часов после
приготовления. Первую пивоварню в Заире основали в 1902 г. иезуиты из Ки-Санту.
На сегодня двумя крупнейшими производителями пива являются Южно-Африканская
Республика и Нигерия, кстати, самые густонаселенные страны. В Нигерии можно
насчитать около 30 пивоварен, появившихся, впрочем, не так давно.
В
Африке очень остро ощущается влияние других стран. Так, производством пива
занимаются французские и немецкие предприятия. Одна из крупнейших фирм Франции
осуществляет
руководство 25 пивоварнями, расположенными в 14 преимущественно франкоязычных
странах Африки: а именно Камеруне, Габоне, Нигерии, Буркина-Фасо, Бенине,
Сенегале, Мали, Заире, Тунисе и др.,
В
расположенной на возвышенности Кении ячмень и хмель растут лучше, чем в других
странах.
В
Южной Африке и Зимбабве белые долгое время занимали господствующее положение,
поэтому отличительной чертой этих стран является параллельное существование двух
миров пивоварения. В одном мире варили преимущественно легкие сорта немецкого
пива (только для белых), а в другом для чернокожих. В книге Кристиана
Бергера «Любитель пива» сказано, что в одном лишь Булавайо, втором по значению
городе Зимбабве, ежегодно производится 700 000 гл. одного из сортов пива. Пьют
его обычно в небольших скверах со скамейками (для черных). ЮАР является
крупным производителем пива. Влияние Великобритании и Америки там настолько
велико, что повсеместно при пивоварнях стали появляться кафе (кафе-пивоварни).
|