Пуща Водица - лучшее место для жизни и отдыха

На главную    Гостевая     Почта

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Серафима Саровского в Пуще-Водице

1

 Серафим Саровский (Про́хор Исидо́рович Мошни́н) родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. 

Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим.

В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — Саровскую пустыню.

В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью.

Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. 

Улицы и линии

Транспорт

Где и чего на улицах и линиях

Храм

Образование

Школа 104

Водоемы

Парк

Кладбище

Где можно отдохнуть

Фотогалерея

 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно что кормил Старец и других животных).

Из более печальных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

         В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться.

В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители.

В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей  жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

 2

В 1903 г. владельцы дач, проживающие Пуще-Водице, захотели иметь в поселке православный храм. Они обратились к городскому голове Василию Николаевичу Проценко с просьбой, чтобы тот ходатайствовал перед Киевским митрополитом Флавианом о строительстве и помог получить у городской думы пособие для этого.

Городской голова обратился к митрополиту 7 июля 1903 г. и 16 июля получил его благословение на сооружение храма. В письме настоятелю Киевской Борисо-Глебской церкви отцу Михаилу Едлинскому, одному из инициаторов постройки, вместе с просьбой уведомить о получении разрешения митрополита. В.Н. Проценко также сообщил, что городская дума поддерживает  это дело, и на собрании 10 - 16 июля решила вопрос о способе и размере пособия, выделенное городскими властями. Всю информацию передали в финансовую комиссию, а выбор места для храма поручили комиссии из прихожан 

        На собрании 10 августа 1903 г. дачевладельцы Пущи-Водицы избрали Комитет по устройству церкви. Его состав  утвердил митрополит Флавиан и разрешил приступить к сбору пожертвований на строительство.  В состав первого комитета вошли следующие лица: отставной инженер Генерал-Майор Николай Александрович Ракинт, купец Николай Игнатьевич Новиков, статский советник Николай Адамович Пашинский, коллежский советник Александр Овинович Лукашевич, настоятель Борисоглебской церкви священник Михаил Емельянович Едлинский, протоиерей Иван Иванович Мельниковский, священник Арсений Георгиевич Дашкиев, статский советник Яков Павлович Кобец, аптекарский помощник Иосиф Александрович Визенталь, купец Алексей Васильевич Кобец, крестьянин Филипп Николаевич Глухов, купец Александр Захарьевич Захарьевский, статский советник Александр Федорович Соколов, Лука Афанасьевич Пелешенко, статский советник Иван Федорович Кистяковский, купец Яков Васильевич Рихерт, архитектор Ипполит Владимирович Николаев, статский советник Михаил Васильевич Гневушев, дворянин Сергей Александрович Романович-Славатинский, купец Иван Николаевич Монахов, контролер Иван Павлович Байков, священник Иван Иванович Троицкий, Дмитрий Герасимович Василевич.

Избранные члены Комитета выбрали председателем отставного генерал-майора - инженера Николая Александровича Ракинта, помощником председателя - статского советника Николая Адамовича Пашинского, казначеем купца Николая Игнатьевича Новикова, секретаре м статского советника Якова Павловича Кобца

В июле 1903 г. В.Н. Проценко снова обратился к митрополиту с просьбой разрешить построить временную часовню для совершения всенощных и обедних служб  в Пуще-Водице при даче протоиерея Иоанна Мельниковского. В предполагаемой часовне предполагалось совершать церковные службы. И это охотно согласились делать протоиереи Фоменко, Мельниковский и священники Богородицкий, Дашкиев, Едлинский, Троицкий и другие.

         Дача отца Иоанна Мельниковского находилась на 12 линии. На участке были построены большой двухэтажный и небольшой одноэтажный деревянный дом. В последнем было две комнаты (размером 2,8 на, 4,2 м и 3,5 на 3.,5 метра, высотой 2,8 м), кухня и лавочка. Комнаты, в которых могло вместиться до 40 человек, отец Иоанн отдавал для устройства часовни. Разрешение на ее открытие было получено, и часовня вместе с приходом дачного поселка поступила в заведывание ближайшего причта Киево-Приорской церкви и благочинного Киево-Подолських церквей.
         В октябре 1903 г. члены строительного комитета выбрали место расположения будущего храма, о чем и сообщили городскому голове.

Члены Строительного Комитета, осматривая место для построения храма, остановили свое внимание на свободных от аренды дачных участках на углу Лермонтовской улицы и 7-й линии. Эти участки,  размером 1 га, привлекли к себе внимание тем, что они находились в центре дачного поселка, лежали на линии трамвая и имели ровную поверхность. Будущая на нем церковь будет хорошо охраняться, поскольку находится в районе  населенных дач, даже в зимнее время. Пространство в 1,1 га необходимо в связи с тем, что на нем будет расположена  сама церковь, предположительно с верандами, площадью около 1 га, сторожка, площадка и сада вокруг церкви, а, впоследствии, может быть и дома для церковного причта. Поэтому Комитет попросил разрешения у Киевской Городской Думы о выделении вышеозначенных участков под постройку православного храма в Пуще-Водице. Это было сделано для того, чтобы было предоставлено право Строительному Комитету, при расчистке места под постройку, вырубить деревья. А, впоследствии,  вырубленный лес использовать на постройку церкви, сторожки и ограды,  вдобавок к тому количеству леса, какое еще понадобится на эти постройки.

Некоторые из зажиточных владельцев дач, пожертвовавшие более или менее значительные суммы на сооружение будущего храма, заявили, что они охотно пожертвуют еще, если храм будет построен в указанном месте.

        Городская управа считала наиболее удобным местом для постройки церкви рыночную площадь напротив 7-й лини. Но городская дума на собрании 30 и 31 октября 1903 г. выделила под постройку здания Православной церкви в дачном поселке «Пуща-Водица» 2520 квадратных метра земли из свободных участков, указанных Строительным Комитетом по сооружению церкви, для того чтобы на отведенной территории нельзя было строить других сооружений.

        Таким образом, в 1903 г. под строительство храма был  отведен участок 0,5 га земли, на котором остановил свой выбор комитет. Именно на этом участке и была  впоследствии  построена церковь.

В апреле 1904 г. после выезда из Киева председателя строительного комитета Н.А. Ракинта на эту должность избрали киевского купца Александра Юрьевича Захарьевского. 

Благодаря его деятельности, личным пожертвованиям в том же месяце началось строительство временной деревянной часовни для богослужений в угловой части отведенного участка на пересечении улиц Лермонтовской (ныне ул. Н. Юнкерова) и 7-й линии. Меньше чем за месяц уже была построена часовня,  сторожка при ней. Последняя была наскоро и кое-как сколоченная из легких и плохих досок  Случайно зашедшие в сторожку коровы съели хлеб и селедку сторожа и разрушили ее.

         Часовню освятили 13 мая и назначили заведовать ею причта Киево-Приорской церкви. Митрополит Флавиан лично посетил часовню и дал согласие открыть там молитвенный дом с престолом во имя преподобного Серафима Саровского. Престол был освящен 25 июня 1905 г. благочинным церквей 3-го округа г. Киева протоиереем Димитрием Дмитревым, протоиереем Иоанном Мельниковским и священником Михаилом Едлинским.

К сожалению, богослужение совершалось в часовне нерегулярно, изредка, так как при ней не было самостоятельного причта. Храм этот был приписан вначале к Киево-Приорской церкви, а затем к церкви с. Мостище.

Священники как того, так и другого храма не всегда имели возможность оставлять свои приходы для совершения богослужения в Пуще-Водице, и жители поселка часто в большие праздники не могли молиться в храме. Староста церкви Яков Павлович Кобец пригласил из Киева священника для совершения богослужений во все праздничные и воскресные дни.  15 октября 1906 г. приходским священником был отец Константин Стешенко, хотя официальным настоятелем храма был священник с. Мостище о. Феофилакт Мирович.  Псаломщиком - Александр Базилевич.

Вскоре после освящения часовни (21 июля 1905 г.) председатель строительного комитета А.Ю. Захарьевский обратился в Киевскую городскую думу с просьбой о выделении для храма еще двух участков. Эти  участки соседствовали с ранее отведенной территорией, и выходили на Пушкинскую улицу (ныне - улица Гамарника).

Захарьевский А.Ю мотивировал просьбу  тем, что построить на этом пространстве (0,5 га) вместительную церковь с колокольнею не возможно поскольку она с одной стороны будет соприкасаться с улицей, а с другой стороны - будет упираться в забор соседней усадьбы. Кроме этого церкви нужен был погост. Следовательно, нельзя будет во время больших праздников совершать обходить вокруг церкви. Уличный шум, грохот от движения трамвая, звуки кондукторских рожков будут нарушать церковное благоговение. Также  требовалось  помещение для причта. Следовательно, каких  бы минимальных размеров это помещение не было, но оно значительно стеснит церковь и в значительной мере повредит красоте церковного строения.

В это же время Комитет, старался удовлетворить религиозным потребностям жителей поселка, но также был озабочен развитием грамотности и просвещения среди той части населения, которая вынуждена по разным обстоятельствам жить там круглый год, а потому и решил устроить при церкви школу. Вопрос об устройстве школы в дачном поселке «Пуща-Водица» назревал давно. Поселок же с каждым годом заселяется все больше. По сведениям полиции последней зимой в поселке осталось на зиму больше пятисот человек.

Школа нужна была не только для детей поселка, но и села Горенка, где они могли бы получать здесь свое образование. Кстати сказать, помещение этой школы могло бы быть отведено для тех городских учащихся, которым почему-либо не представляется возможности попадать в Малютинку.

 

Таким образом, еще до начала строительства храма Комитет планировал построить дом для причта и церковную школу. На собрании думы 10 - 17 ноября 1905 г. постановили выделить безвозмездно, в дополнение отведенной уже земли, еще два дачных участка в количестве 2520 квадратных сажень земли, без права открытия торговых заведений

         К сожалению, процесс строительства храма задержал личный конфликт  главы строительного комитета А.Ю. Захарьевского и первого старосты церкви Я.П. Кобца. Первый из них, купец и гласный (депутат) городской думы, был главным «спонсором» постройки. Именно на его средства была выстроена временная часовня и установлен в ней иконостас, по его ходатайству городская дума отвела для церкви землю. Он заказал городскому архитектору Э.П. Брадтману проект будущего храма. А также добился от  думы субсидии на строительство в размере 5 тыс. руб.

В начале 1907 г. А.Ю.Захпрьевский приобрел, в основном на свои средства, 260 тыс. кирпича и щебень для строительства.

 Но что касается его отношений с другими членами строительного комитета, он не сумел выступить в роли хорошего организатора. Комитет был многочисленным (23 человека). Захарьевский собрал всего три заседания в 1905 г. После того на протяжении двух лет не было ни одного заседания. По мнению некоторых членов комитета Захарьевский их игнорировал, действовал единолично, пренебрежительно и свысока относился к членам комитета, проявлял нетерпимость к мнениям других, не ставил в известность о состоянии финансовой стороны дела, о ходе предварительных работ по строительству. 

Объяснял он это тем, что пожертвования на строительство были весьма скудными, начинать строительство храма было не за что, следовало ожидать получения обещанной городом субсидии, и поэтому собрания комитета выливались бы лишь в бесплодные разговоры.

Чиновник Министерства народного просвещения Я.П. Кобец, со своей стороны, сделал немало для устройства приходской жизни. Летом он организовывал стройное церковное пение, проводил все службы на клиросе, несколько раз приглашал из Киева хороший хор, побуждал прихожан к пожертвованиям, на свои средства построил и покрасил в часовне деревянный пол вместо кирпичного, холодного в зимнее время. Зимой же он, живя за 20 верст от храма, был занят решением своих служебных дел.

         Непосредственным поводом к конфликту послужило то, что временная часовня, построенная в основном на средства Захарьевского, была освящена в его отсутствие, что его очень обидело. Отсутствовал он потому, что, получив имение в Могилевской губернии, проводил больше времени там, чем в Киеве.

Старостой церкви, после того как Захарьевский отказался принять на себя эту обязанность, был избран Кобец. Он поставил вопрос о постройке помещения для священника и псаломщика, которым было неудобно приезжать на каждое богослужение из Киева. На одном из собраний Комитета в 1905 г. решили устроить маленькое помещение для причта, на что согласился Захарьевский. Но когда начали строительство церковного дома, он заявил, что денег на это не выделит. Работы начались, а платить рабочим было нечем. Казначей комитета Н.И. Новиков выдал на это 450 рублей. Оставшуюся сумму, более 600 руб., пришлось платить Кобцу из личных средств. Это помещение, состоявшее из четырех комнат и большой веранды для приходских собраний, было построено, и именно в нем в июне - июле 1907 г. состоялись собрания прихожан.

На последнем из них - 29 июля - большинство членов первого строительного комитета подали в отставку, а Захарьевский был смещен со своей должности председателя. Правда, в виду его крупных пожертвований, ему выразили благодарность, и избрали почетным членом комитета. 

Второй строительный комитет, избранный на этом же заседании, был менее многочисленным по своему составу: 9 человек - семь выборных, настоятель храма и староста. Председателем комитета был избран инженер-технолог Александр Иванович Тихонов, его заместителем статский советник Николай Адамович Пашинский. Членами комитета Лука Афанасьевич Пелешенко, киевский купец; Николай Николаевич Жук - доктор медицины; Иван Андреевич Митин - киевский купец; Алексей Александрович Волк - киевский домовладелец; Николай Игнатьевич Новиков - киевский купец; настоятель церкви о. Феофилакт Мирович; староста церкви статский советник Яков Павлович Кобец. 

По жалобе Захарьевского митрополиту Флавиану Киевская Духовная Консистория провела целое расследование, собирая письменные свидетельства причастных к делу лиц. В результате 20 ноября 1907 г. решили следующее. В связи с тем, что Захарьевский затянул дело о постройке церкви, его постановили сместить с поста, который он занимал. Это произошло 29 июля 1907 г. на собрании владельцев дач по делу о постройке церкви. После того, как заявляет причастный к делу  Кистяковский, когда Захарьевский отказался явиться в собрание прихожан заинтересованных также как и г. Захарьевский в постройке храма, возводимого не на одни его личные средства, а на пожертвования общественные.

Представляя собранную по делу переписку, протоиерей Дашкиев заявляет, что дать свое мнение по настоящему делу он затрудняется, так как лично прикосновен к избранию нового строительного комитета и даже к составу самого комитета.

Относительно же Александра Захарьевского и Якова Кобца, лиц, имена которых фигурируют в данном деле, он, протоиерей Дашкиев, не может сказать ничего, кроме самого лестного и хорошего.  Они оба, насколько ему известно, по своему отношению к храму, заслуживают высшей похвалы, но их личные отношения друг к другу заставляют желать многого, но в этом разобраться никакой следователь не может, да и нет в том церковно-общественного интереса.

Как свидетельствуют события последующих двух лет, смещение Захарьевского и первого строительного комитета не ускорило дела. На протяжении этого времени решался вопрос о проекте храма. Еще на собрании прихожан 22 июля 1907 г. был поставлен вопрос о выборе плана и эскиза для будущей церкви, чем должен был заниматься новый Комитет, с приглашением проживающих в Пуще-Водице архитекторов. Постановили создать проект церкви вместительностью 400 человек и стоимостью работ от 15 до 20 тыс. руб.

Был заказан новый проект каменного храма у архитектора Николаева. Церковь была спроектирована по типу существующей в Киеве на Липках Александро-Невской церкви, но с отдельной колокольней, которую предполагали выстроить впоследствии.

Проект был утвержден 20 ноября 1907 г. Но вскоре прихожане Пущи-Водицы поняли, что средств на строительство каменной церкви нет и на собраниях 11 и 18 мая 1908 г. решили строить вместо каменной деревянную на том по размеру фундаменте. Строительное отделение Киевского губернского правления отметило, что «примененный к данной деревянной постройке стиль «ренессанс» по формам своим не свойственен деревянным конструкциям, является подражанием каменным конструкциям и потому нарушает основное требование архитектурно-художественного творчества, в силу которого архитектурные формы должны находиться в соответствии с конструктивными особенностями материалов, из которых возводится строение».

Киевская Духовная Консистория 1 сентября 1908 г. разрешила сооружение вместо каменной деревянной церкви по проекту инженера-технолога Тихонова, с условием, чтобы это здание было обложено кирпичом 

Но к апрелю 1909 г. второй строительный комитет фактически перестал функционировать, и начало постройки храма опять отложили. 26 апреля по приглашению настоятеля храма протоиерея Киево-Подольского Успенского собора отца Арсения Дашкиева, было созвано собрание прихожан. На нем выслушали заявление об отказе четырех членов строительного комитета и его председателя А.И. Тихонова от участия в делах комитета. В связи с этим избрали в дополнение к оставшимся выборным (И.А. Митин, Ф.Н. Глухов), почетным (А.Ф. Соколов, А.Т. Соколова, А.Ю. Захарьевский) и по должности (настоятель и староста храма) следующих лиц: «почетным членом - жертвователя, почетного гражданина Савелия Парфеньевича Ковтунова, и выборными: Алексея Васильевича Кобца, архитектора Эдуарда Петровича Брадтмана, Захария Степановича Мазниченко, Николая Ивановича Бабкова, Луку Афанасьевича Пелешенко, Александра Феофановича Феофанова, Геронтия Васильевича Духовского, Иосифа Александровича Визенталя и кандидатам к ним: Александра Максимовича Скупова, Василия Ивановича Бонкина и Савелия Ивановича Остапенко.

Бывшего Председателя Строительного Комитета, Александра Ивановича Тихонова, поблагодарили за его труд по постройке храма, и попросили быстрей передать дела Комитета настоятелю храма, протоиерею Арсению Дашкиеву. При этом,  все выразили мнение и просили новоизбранному Строительному Комитету предложить почетному члену Комитета, бывшему Председателю его Александра Юрьевича Захарьевского, вновь принять на себя обязанности Председателя Комитета.

Также Комитету поручили ходатайствовать перед Городским Управлением о выделении места под кладбища ближе к поселку «Пуща-Водица» и городской части деревни Горенки. Также собрание предложило Строительный Комитет, возвратиться к первоначальному проекту постройки каменной церкви, если есть какая-либо возможность.

А.Ю. Захарьевский был снова избран председателем строительного комитета, 8 июня 1910 г. был отслужен молебен по случаю начала строительства храма. Через полгода, 12 декабря, храм был освящен благочинным церквей 3-го округа Киева протоиереем Иоанном Богородицким. 31 июля 1911 г. им же был освящен придел храма во имя святителя Николая. На освящении присутствовало  около 1000 человек. При освящении, кроме Богородицкого присутствовали также настоятель церкви, протоиерея Успенского А.Г. Дашкиева, священников К.К. Стешенко и Ф.И. Деньга. По окончании освящения, пред началом литургии протоиерей А.Г. Дашкиев произнес речь, а в конце литургии со словом к молящимся обратился протоиерей М.Е. Едлинский, прибывший со священником В.М. Пестряковым для участия в молебне. Чин освящения и литургии стройно пел местный хор под управлением П.И. Котеленца. По окончании торжества председателем строительного комитета А.Ю. Захарьевским был предложен многочисленным гостям обед, за которым произнесено было много тостов и речей»

На протяжении 1910 - 1911 гг. храм продолжали благоустраивать. В это же время построили еще один дом для причта (священника и псаломщика), на что неоднократно просили предоставления ссуды у митрополита Флавиана.

Вскоре после освящения храма был получен указ Святого Синода об открытии самостоятельного прихода с причтом при Серафимовской церкви в дачном поселке «Пуща-Водица»..

Согласно Указу при Серафимовской церкви в дачном поселке «Пуща-Водица» открыли самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика. А также выделить на содержание причта нового открытого прихода по пятьсот рублей в год, в том числе священнику 400 руб. и псаломщику 100 руб., И выплачивать эти деньги за счет кредита,  из казны по § 7 ст. 1 финансовой сметы Св. Синода. Об этом  сообщили указом, а в Хозяйственное Управление передали выписку. На этом указе Его Высокопреосвященство поставил такую резолюцию: 9 Мар. 1911 г. за № 1188. «В Консисторию к должному исполнению. Допущенные к исполнению обязанностей настоятеля и псаломщика сей церкви Священник Константин Стешенко и Петр Котеленец. Утверждаются в занимаемых должностях».

Отдельного упоминания заслуживает часовня-усыпальница в мавританском стиле на территории храма, сооруженная в 1913 г. по проекту известного архитектора Городецкого. По преданию, в часовне упокоились останки банкира В.П. Козакевича – владельца дачи в Пуще-Водице, якобы одного из тех, кто сделал наибольший вклад в строительство церкви, или его жены. Скорей всего, усыпальница предназначалась для женщины - на фронтоне надпись «Упокой, Господи, душу усопшей рабы Твоей». Но на сегодняшний день это имя не только не встречается в числе вышеупомянутых жертвователей, но даже не числится среди жителей поселка начала XX столетия. Якобы, жена Козакевича была католичкой.
Насколько известно, католичкой была жена одного из инициаторов строительства храма - Я.П. Кобца - Магдалина Кобец. Но после выборов третьего строительного комитета храма (в 1909 г.) старостой был избран его бессменный казначей Н.И. Новиков. Так что, каким образом Я.П. Кобец смог бы добиться разрешения похоронить жену в 1913 г. на территории храма, равно как и чьей усыпальницей на самом деле является часовня неизвестно.

С 1939 г. часовня стояла полуразрушенной; похороненных в ней людей перезахоронили рядом. В 2007 г. при активном участии                Л.В. Крючкова часовня была отреставрирована.

В данный момент известно одно из захоронений возле храма – это могила Алехина Прохора Афанасьевича (1879 – 1919), он возил кирпич для храма, активно участвовал в его строительстве, а потом в работах по обкладке храма кирпичом.

В списке православных храмов 2-го округа г. Киева, составленном 31 мая 1944 г. благочинным протоиереем Андреем Славинским, наряду с приходами на Приорке, на Куреневке, на Юрковице и на Подоле, значится и храм в Пуще-Водице. Настоятелем в то время там был священник Василий Маркевич, псаломщицей Титаренко Анастасия Диомидовна.

По данным материалов единовременного учета религиозных объединений, молитвенных зданий и имущества, находившихся в пользовании церковных органов по Киевской области за 1962 г., в Свято-Серафимовском храме служили один священник и один псаломщик, которые получали денежное вознаграждение от религиозного объединения. В составе клира не числились ни регент, ни хористы, ни староста, ни казначей, ни просвирницы, ни уборщицы, ни сторожа (как это было в некоторых других храмах). При храме стоял деревянный дом, занятый квартиросъемщиками.

В списках действующих церквей и молитвенных домов и духовенства, состоящих на регистрации по областям Украины на 1964 г., о церкви в Пуще-Водице сохранились такие сведения. Служил там в то время священник Владимир Константинович Сокальский 1897 г.р., имевший высшее духовное образование, рукоположенный автокефалистами в 1942 г. Известно, что служил он в Пуще-Водице на протяжении 1964 – 1968 г.г., и был талантливым преподавателем гомилетики в Киевской Духовной семинарии. Старостой в то время был Колос Карп Павлович 1892 г.р. Храм посещали приблизительно 500 прихожан (нужно учитывать, конечно, то, что в официальных документах советской власти количество прихожан старались сильно приуменьшить). За год, согласно официальным данным, было совершено 5 венчаний, 143 крещения, 9 погребений, 84 заочных отпеваний, доход за 1964 г. составил 19 тыс. рублей.

В 1972 г. в храме служил священник Александр Тарадайка, на протяжении 1978 – 1987 г.г. протоиерей Иоанн Стрельников, на протяжении 1987 – 1989 г.г. протоиерей Евгений Семенкин.

Наибольший вклад в развитие духовной жизни храма и его благоустройство внесли священник Валентин Кириллов и прот. Василий Заев.

         Иерей Валентин Кириллов родился 15 апреля 1939 года в поселке Кувандык Оренбургской области, в верующей семье. В 1957 году приехал в Киев поступать в Киевскую Духовную семинарию, которую заканчивал уже в Одессе, так как в Киеве семинарию закрыли советские власти. Здесь о. Валентин имел возможность общаться с преподобным Кукшей Одесским. По окончании семинарии отец Валентин работал на заводе «Арсенал» и иподиаконствовал у митрополита Иоанна (Соколова).

В 1967 году поступил в Московскую Духовную Академию, в 1968 году отец Валентин был назначен настоятелем храма преп. Серафима Саровского и был им до 1972 года. Люди первоначально встретили молодого священника враждебно, но впоследствии полюбили его. Отец Валентин вместе со старостой храма Карпом Павловичем Колосом сделали необходимый ремонт храма: отремонтировали фасад, поменяли кровлю храма, облагородили территорию, а самое главное – сделали паровое отопление. Прихожане храма проявляли свою любовь к отцу Валентину активной поддержкой в работах по ремонту храма.

Протоиерей Василий Заев родился 22 октября 1947 г. в станице Лысогорской Георгиевского района Ставропольского края России в казачьей семье. В 1966 г. окончил среднюю школу, служил в армии. В 1970 г. закончил Московскую Духовную семинарию, в 1982 г. - Московскую Духовную Академию. В сан диакона рукоположен 5 октября 1969 г. В сан священника рукоположен 25 февраля 1970 г. Преосвященным Филаретом (Вахромеевым), епископом Дмитровским (ныне - Митрополит Минский, экзарх Белоруссии). С 15 июля 1970 г. служил священником в храмах Киевской епархии. 26 февраля 1982 г. назначен священником во Владимирский кафедральный собор, делопроизводителем канцелярии Киевской Экзархии и сотрудником филиала Отдела внешних церковных сношений. С 23 марта 1987 г. -  сотрудник Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии, настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршем имении Пайн-Буш (США). Имел церковные награды, последняя из которых (30.12.1994) - право служения с открытыми вратами до «Отче наш». Также он был удостоен целого ряда церковных орденов и медалей, являлся кавалером орденов Святого Равноапостольного князя Владимира и Преподобного Нестора Летописца. Избирался членом Епархиального Совета Киевской Епархии УПЦ. С 2000 г по 2008 г. был благочинным Западного округа г. Киева.

         С 1 декабря 1993 г. преподавал в Киевской Духовной Академии и Семинарии УПЦ. В 1995 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по теме «История монашества в Болгарской Православной Церкви». Заведовал кафедрой Священного Писания Нового Завета. С 1999 года протоиерей Василий утвержден в должности доцента Киевской духовной академии, а в 2008 году - профессора. Под его руководством десятки выпускников защитили дипломные и кандидатские работы в области исследований по Новому Завету и истории духовного образования в Российской Империи. Отец Василий составил конспекты для студентов академии по предметам, которые преподавал (Священное Писание Нового Завета, история Поместных Православных Церквей), а также был автором многочисленных статей, касающихся различных аспектов церковной жизни и истории, богословия. Являлся координатором издания труда профессора протоиерея Ф. Титова "Императорская Киевская Духовная Академия (1615-1915 г.г.)".

За несколько недель до кончины отец Василий подал на рассмотрение Ученого Совета академии свою диссертацию, посвященную истории реформирования духовного образования в Российской Империи на соискание ученой степени доктора богословия, защите которой уже, к сожалению, не суждено состояться.

Отец Василий принимал участие в многочисленных международных, межцерковных и светских научных конференциях. С 1996 г. – был постоянным членом межцерковной международной рабочей группы «Примирение в Европе - задача Церквей Германии, Польши, Украины и Беларуси». Являлся членом Центрального Правления Украинского Библейского Общества и директором Православного центра духовного просвещения.

В храме преп. Серафима Саровского был настоятелем дважды: в 1972-1978 и с 30 августа 1989 г. и до смерти (30 декабря 2008 г.).
За время служения в храмеотец Василий сделал действительно много. Первые года служения в этом храме, когда не было возможности что-либо строить физически, т. к. не давали светские власти, отнц Василий строил духовно, строил сплоченную общину, привлекал молодежь в Церковь. Как только появилась возможность учить детей Закону Божию, отец Василий организовал воскресную школу

В 2000 – 2003 г.г. усилиями о. Василия был осуществлен капитальный ремонт церкви. До этогоделались лишь «косметические» ремонты. Необходимость капитального стала ясна 9 августа 2000 г., когда во время литургии с потолка храма отпал огромный кусок старой штукатурки. Раньше такие места срочно штукатурили и красили. Но в этот раз собрали приходское собрание и решили, несмотря на отсутствие средств, с Божьей помощью, начать капитальный ремонт.

         На добровольные пожертвования прихожан полностью заменили электропроводку, сняв всю старую штукатурку. Начиная от купола до пола, все стены обшили гипсокартонном, который потом подготовили к росписи и на протяжении года расписали в каноническом стиле иконами двунадесятых праздников, иконами явления Божией Матери святым Серафиму Саровскому и Сергию Радонежскому, киевских древних и новопрославленных святых, орнаментами. Для этих работ была специально построена круговая металлическая эстакада в куполе. Также поменяли несколько дверей в алтарной части, на хорах и в притворе храма. В алтарной части храма и на солее был положен паркетный пол, в остальных частях – линолеум.

         Одновременно с ремонтом внутри храма осуществили, и ремонт внешней его части. Полностью перекрыли крышу, сделали новые купола, кресты на главном куполе и на колокольне. Деревянную часть купола и колокольни обшили сайдингом под дерево. Кирпичный фасад храма расчистили – смыли старые наслоения краски и штукатурки, после чего храм вновь поштукатурили и покрасили, фундамент облицевали плиткой.
Отреставрировали три внешние лестницы и паперти. Над входными дверями установили кованые козырьки и такие же перила. Деревянные ступени заменили бетонными, облицованными плиткой.

Благоустроили также и территорию близ храма: старые деревянные столбы с фонарями заменили новыми металлическими; разбили клумбы с цветами, перед храмом заасфальтировали более 100 кв. метров площади под стоянку автомобилей.

Среди прихожан, сделавших наиболее значительные пожертвования, следует назвать В.А. Костерина, С.В. Цыганкова, А.В. Новикова, О.Я. Палий, А.В. Ратушняка.

На протяжении 2004 – 2007 гг. была воссоздана на существующем прежнем фундаменте церковно-причтового дома Воскресная школа, поскольку два церковно-приходских дома, построенных в 1905-1907 и в 1910-1911 гг., до сего дня не сохранились. В 2007 г. 1 августа – в престольный праздник храма преп. Серафима Саровского, – архиепископом Бориспольским Антонием, ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии, было освящено восстановленное здание Воскресной школы.

Отец Василий до последних минут своей жизни думал о храме. Отец Василий был строгим, но справедливым пастырем. Этой строгостью он действительно воспитывал в человеке твердость в вере, мужество в духовной борьбе и воздержание в жизни, готовность переносить любые трудности.

         С 16 января 2009 года настоятелем храма преподобного Серафима Саровского является протоиерей Андрей Антощук. С 1990 года он был учеником Воскресной школы при храме преподобного Серафима, после чего пономарил, пел на клиросе, участвовал в капитальном ремонте храма и восстановлении Воскресной школы. И диаконом, и священником отец Андрей служил в храме преподобного Серафима Саровского. Отец Андрей продолжает все то, что на протяжении почти 20 лет созидал протоиерей Василий Заев.

Памятное событие произошло в храме 18 марта 2010 года. В это время делались реставрационные роботы по иконостасу и киотам икон храма. Большая Тихвинская икона Божьей Матери находящаяся семерично большой иконе преподобного Серафима Саровского была украшенная искусственными цветами, которые уже пришли в негодность, сняв их, решили обновить и ризу на иконе, но под ризой оказалась не Тихвинская икона, как считали ранее, а копия Ченстоховской иконы Божией Матери (как свидетельствует надпись на иконе). Замечательно то, что произошло это накануне праздника в честь этой иконы (19 марта), а также Субботы Акафиста.

В 2009 году для удобства колодец храма был оборудован водоразборными колонками, были отреставрированы центральные ступени храма, облагорожена территория, обустроена детская площадка. Также была сделана реставрация иконостаса и киотов храма, обновлена ризница. В 2010 г. храму преподобного Серафима исполнилось 100 лет. К столетию храма была переиздана книга об истории церкви преподобного Серафима Саровского ("Храму преподобного Серафима Саровского 100 лет", Киев, 2010), организованы паломнические поездки в Дивеево, сделаны подарочные кружки.

В 2011 году был произведен ремонт в Притворе храма, а также фронтонов барабана купола и колокольни, отреставрированы боковые входные ступени, упорядочены захоронения на территории храма.

В 2012 году усилиями настоятеля храма прот. Андреем Антощуком, была открыта комната-храм в честь великомученика и целителя Пантелеимона, при Госпитале ветеранов великой Отечественной войны.

С середины 2012 года настоятелем храма был назначен прот. Иоанн Грицько. С 19 августа 2012 года введено ежедневное богослужение.

В 2013 году были заменены входные центральные и боковые двери храма Также установлен Поклонный крест на пересечении улиц Курортная и Городская, в честь 1025-летия Крещения Руси.

        В настоящее время в храме действует Воскресная школа и для взрослых и для детей, работает библиотека духовной литературы, действует электронная страница храма