ПЕЛЬТЦЕР
Татьяна Ивановна
06.06.1904, Москва - 16.07.1992, Москва
Биография
Отец Т.Пельтцер русский актер, режиссер, заслуженный
артист республики – Иван Романович Пельтцер. Не смотря на то, что был
немцем, стал русским актером, и передал весь свой талант, все свое мастерство
дочери. До революции И.Р.Пельтцер поставил несколько фильмов, а после
играл во многих театрах, снялся в кино, в таких фильмах как – «Белеет парус
одинокий», «Медведь», «Большая жизнь». Также И.Р.Пельтцер занимался
преподавательской деятельностью. Он был первым и последним учителем
Т.Пельтцер.
Впервые на сцене она появилась в спектаклях отца в
возрасте
9
лет. Роль Авдия (спектакль Камо Грядеше). А после участия в спектакле
«Дворянское гнездо» получила уже первый гонорар.
В 1914 году в спектакле «Анна Каренина» Т.Пельтцер
сыграла С.Каренина.
После революции работала в Передвижном театре
Политуправления, а затем на сценах многих провинциальных городов.
В конце 20-х годов Т.Пельцер знакомится с немецким
коммунистом, философом Г.Тейблером, который в Москве учился в Школе
Коминтерна.
В 1927 году она выходит за него замуж.
В 1930 году переезжает в Германию. Там Т.Пельтцер
по ходатайству мужа поступает в Коммунистическую Партию Германии, и
устраивается на работу в Советское торговое представительство машинисткой.
В это же время в Берлине работал известный режиссер
Э.Пискатор. Он сам был членом Коммунистической партии Германии. Все свое
творчество он пропускал через призму именно этой самой партии, и таким образом
воспитывал народные массы. Он открывал свои театры для рабочих. Власти их
закрывали.
В 1930 году Э.Пискатор открыл свой третий театр. Он
узнал, что Т.Пельтцер в прошлом профессиональная актриса, и предлагает ей роль
в спектакле «Инга».
Не смотря на то, что все складывалось более чем хорошо. И
жизнь вне России проходила благополучно, и сама Т.Пельтцер имела немецкие
корни. Да еще к тому же любила мужа, но она не могла жить в Германии. Ее тянуло
на Родину, там, где она родилась.
В 1931 году Т.Пельтцер расстается с мужем. Но даже после
этого они остались друзьями. Г.Тейблер женился на другой женщине. У них
появился сын, который, когда приезжал в Москву жил у Т.Пельтцер некоторое
время. Жена Г.Тейблера ревновала мужа, но оборвать переписку между мужем
и Т.Пельтцер так и не смогла. После этого замуж Т.Пельцер так больше и не
вышла. Ее отец умер в 1959 году.
Марк Захаров в статье "Известиям", Пельтцер
рассказывала ему, что в Германии она даже слушала выступление Гитлера в пивной.
Но он ей не понравился - "прежде всего, как мужчина".
В 1931 году Т.Пельтцер вернулась в Советский Союз,
устроилась работать в театр Моссовета. Но у Т.Пельтцер не было
специального театрального образования, поэтому ее зачислили всего лишь во
вспомогательный состав.
В 1934 году Т.Пельтцер увольняют с формулировкой «за
профнепригодность».
После этого она устраиваться работать на завод АМО.
Главным конструктором на этом заводе работал брат Т.Пельтцер – Александр. Он
был раньше осужден по 58 статье «За контрреволюционную деятельность.
Потом увлекся конструированием, разработкой первых советских гоночных
автомобилей. Сам их испытывал. Стал несколько раз рекордсменом Советского
союза. Но в 1936 году, он совершенно неожиданно оставляет пост главного
инженера завода АМО. Как сказано в документах «по причине выезда из Москвы». Но
по какой действительно причине и куда уехал А.Пельтцер неизвестно. Но, судя по
тому, что в это время проходили репрессии, не трудно догадаться, что связано
это именно с этим.
Вместе с братом с завода ушла и Т.Пельтцер. Она уехала в
Ярославль в старейший российский драматический театр им. Ф.Волкова
В 1938 году Т.Пельтцер возвращается в Москву и два
года работает в театре МГСПС. В это время она узнает об открытии Театра
Миниатюр. И в 1940 году переходит работать в этот театр.
На сцене Театра Миниатюр Т.Пельтцер работала вместе
с Р.Зеленой, М.Мироновой, А.Менакером, другими известными актерами.
Работать было интересно и сложно. Репертуара не было. Работали все
методом проб и ошибок.
Т.Пельтцер играла в пьесах небольшие роли банщицы,
управдома, молочницы, Актриса любила свои роли.
И играть было тяжело, поскольку в театре уже горели две
звезды М.Мироновой и Р.Зеленой, а сыграть лучше, чем они было непросто.
И даже, не смотря на это, у Т.Пельтцер появились
первые поклонники, ей писали письма, стали предлагать роли в кино.
Первая роль в кино Т.Пельтцер – сатирическая
комедия «Свадьба» в 1943 году. Главные роли в этом фильме играли Э.Гарин и Ф.Раневская.
Еще Т.Пельтцер появилась в драме «Она защищает Родину».
Первую большую роль (Плаксина) Т.Пельтцер сыграла в
фильме «Простые люди» в 1945 году. Но этот фильм запретили к показу, и
выпустили на экран лишь в 1956 году.
В 1947 году Т.Пельтцер переходит в Московский театр
Сатиры. Этот театр стал главным в ее жизни. В этом театре актриса играла много
и увлеченно. Получает роль Лукерьи Похлебкиной в спектакле «Свадьба с
приданым». В 1953 году спектакль снимают на пленку, выпускают на экраны кинотеатров.
Только после этого, когда Т.Пельтцер исполнилось 49 лет к ней приходит
известность. А сколько до этого было слез, страданий.
Популярности Т.Пельтцер добавили фильм «Максим
Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» в 1955 году. В последнем фильме у актрисы
была незначительная роль, но она ее отлично сыграла. После этого фильма актриса
стала «Матерью русского солдата», и присвоили звание заслуженной артистки. В
фильме «Иван Бровкин на целине» (1958 год) роль Евдокии писали специально под
Т.Пельтцер.
Среди актеров ходит байка о том, что когда Труппа Театра сатиры ездила в
Германию обслуживать советские войска, то на КПП какой-то майор
начинает придираться ко всяким мелочам. "Товарищ майор, мы же артистов
везём!" Майор обходит машину, заглядывает в кузов и первое, что он видит -
лицо Татьяны Пельтцер. Он расплывается в улыбке: "Ой, кого я вижу! ТОВАРИЩ
ПИЗНЕР!" С этой минуты л поняла, что она знаменита.
В это время актриса начинает налаживать быт. Она живёт в
общежитии театра. Вместе с ней отец, которого выставила из дома молодая жена.
Числится он в Театре-студии киноактёра. Узнав, что на улице Черняховского, что
возле станции метро "Аэропорт", строится кооперативный дом от этого
театра, Пельтцеры вносят необходимую сумму и вскоре получают квартиру.
Татьяна Ивановна была необычайно активна, и
распространялось это и на общественную сторону жизни. Будучи депутатом
Моссовета и райсовета, она вносила в эту свою деятельность темперамент,
необычность своей личности. Людям помогала легко, напористо. Всё это, однако,
не значит, что у Пельтцер был ровный и спокойный характер. Она бывала резка,
эксцентрична, её раздражала неточность, неорганизованность, топтание на месте.
Т.Пельтцер была одаренной актрисой. Она в своих ролях
показывала российскую отвагу, вместе с добротой и душевным состраданием.
Зрители с радостью встречали и провожали.
В 75 лет Т.Пельтцер играла
разных старух, и при этом танцевала на крыше дома, прыгала с забора, каталась
на крыше троллейбуса. Также она играла матерей, учительниц, медицинских сестер,
соседок, и делала это с таким мастерством, что иногда зрители запоминали ее, а
не тех, кто играл главные роли.
Очень много Т.Пельтцер играла в детских фильмах. В них
она поражала своей энергичностью подвижностью. И так всю жизнь, даже в
преклонном возрасте продолжая играть в театре, сниматься в фильмах. Ездить на
гастроли..
Яркое проявление чувств, комедийный образ,
постоянное желание работать, работать, и еще раз работать – вот это настоящая
Татьяна Пельтцер. Она могла работать во всех жанрах, как в комедии, так и в
драме.
Работать с Т.Пельтцер было очень сложно. Она обязательно
выяснит отношение с режиссером, повздорит. Но стоило попасть в
кадр, актриса резко преображалась и работала. В театре она кричала на гримерш,
а когда выходила на сцену, успокаивалась и снова преображалась, входя в роль.
Характер у Т.Пельтцер был вздорный. Но все проявления этого характера перед
выходом на съемочную площадку или на сцену, были как бы допингом, чтобы после
сыграть свою роль отлично..
Многие коллеги не испытывали симпатий к Т.Пельтцер. Она
была прямолинейной женщиной, могла высказать все человеку, что о нем думает.
Т.Пельтцер любила свою парикмахершу. Она везла подарки
отовсюду. Боготворила Андрея Миронова. Она считала своим сыном и была
неразлучна с ним с первых дней его жизни, и надоедала своими тостами за
здоровье любимца, рассказами о его появлении на свет Любила анекдоты, чуть ли
не солдатского уровня, сама мастерски рассказывала их. Память у актрисы
была превосходной
С середины 60-х годов Т.Пельтцер работает с молодым тогда
режиссером Марком Захаровым.
С конца 60-х – начала 70-х Т.Пельтцер играет в театре
большие роли. Прасковья в спектакле «Старая дева», мадам Ксидиас в спектакле
«Интервенция» и многих других.
Бенефисная роль актрисы – роль Тони в постановке
«Проснись и пой!». Этот спектакль быль снят на кинопленку, поэтому все могут до
настоящего времени наблюдать за талантом Т.Пельтцер на сцене.
Создавалось впечатление, что актриса была такой же в
жизни, как и на сцене. Это было вершиной ее мастерства. А когда
партнер на сцене отступал от установленных режиссером правил, Т.Пельтцер
терялась, не могла произнести ни слова. Для актрисы существовали только
железные правила установленные режиссером.
В 1972 году Т.Пельтцер стала народной артисткой
СССР, И в 73 года вроде бы начала новую жизнь. М.Захаров
поставил
5 спектаклей с Т.Пельтцер в главной роли. Он ушел работать в Ленком и
Т.Пельтцер в 73 года ушла в Ленком вместе с ним.
Многие восприняли это безрассудным шагом, после 30
лет работы в самом известном театре, и начать все заново.
В Ленкоме Т.Пельтцер играла немного. Более чем удачной
стала роль старухи Федоровны в пьесе «Три девушки в голубом». Другие роли были
менее интересными. Актриса забывала, путала тексты тех ролей, которые ей были
чужими, не интересными. Но театр-то был молодежным. И других ролей
для актрисы просто не было. Даже в эпизодических ролях Т.Пельтцер
играла так, что поражала всех своих мастерством.
В 85 лет Т.Пельтцер делала все не так, как ей советовали
многочисленные врачи. Она курила, пила крепкий кофе, бегала. Характерной
особенностью для актрисы было то, что она очень крепко спала.
В последние годы жизни Т.Пельтцер стала терять память.
Актриса попала в больницу районного масштаба, где ее избили другие больные.
Тогда в Ленкоме посодействовали и ее перевели в более хорошую больницу.
После больницы Т.Пельтцер вернулась в театр, но она уже
тяжело передвигалась, не могла запомнить текст, путала реплики.
Специально для актрисы был поставлен спектакль
«Поминальная молитва. Григорий Горин написал роль старой еврейки Берты.
Александр Абдулов, игравший роль ее сына, бережно выводил Т.Пельтцер на сцену,
поддерживал ее. Роль состояла из нескольких реплик, но зрители сходили с ума
только от появления актрисы на сцене. Все понимали, что это прощание
актрисы и с театром, и с зрителями, и с жизнью.
В 1992 году после нервного перенапряжения, актриса попала
снова в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. В возрасте 88 лет
организм не мог этого выдержать.
Театры - "Ленком" и
Сатиры - были на гастролях, народу было немного. Какая-то представительница
"Мосфильма" пролепетала что-то о том, как женщина - продавец цветов -
отдала ей бесплатно два букета, узнав, что цветы - для Пельтцер. Зрители любили
её всегда, со "Свадьбы с приданым". И будут любить всегда. За
"Ивана Бровкина", за "Жёлтого чемоданчика", за
"Проснись и пой!" и "Фигаро". За квартиры и телефоны,
которые выбивала депутат Пельтцер для простых жителей столицы - за всё, что
сделала она и в искусстве, и в жизни.
Награды, звания.
06.06.1904, Москва - 16.07.1992, Москва
Народная артистка РСФСР (1960)
Народная артистка СССР (1972).
Лауреат Государственной премии СССР (1951, за театральную работу).