ЩЕРБАКОВ
Петр Иванович
Народный
артист РСФСР (1980)
Родители П.Щербакова были рабочими. После войны семья партийного активиста,
избежала расправы карателей, и переехала в Москву.у.
П.Щербаков уже подростком устроился работать на ЗИЛ в конструкторское бюро, в
штамповочно-механический цех, где работал и его отец.
По вечерам П.Щербаков учился в автомеханическом техникуме, а в свободное
от работы и от учебы время занимался в театральном кружке заводского клуба.
П.Щербаков получил диплом с отличием, и пошел учиться во ВТУЗ, но сцена тогда
уже стала более притягательной, чем работа инженера
В Театральный институт П.Щербаков попал случайно. Шел, во время прогулки, и
решил зайти в ГИТИС, попросив, чтобы специалисты института посмотрели его, а
потом сказали, годится ли он для театра.
И специалисты, посмотрев, оценив П.Щербакова, приняли его сразу на второй курс,
пришлось целый год сдавать экзамены за первый курс. .
После окончания ГИТИСА П.Щербакова отправляют в Германию в театр группы
Советских войск на целых три года. Там П.Щербаков и начал осваивать азы
профессии актера
Затем актер был принят в труппу театра «Современник». В то время это театр, где
собирались все прогрессивные писатели, поэты, художники. Театром руководили
сами артисты. И даже зарплату распределяли сами.
У П.Щербакова был друг, который в своей книге писал: «Вообще-то в жизни,
Пётр был вечный секретарь. Сначала комсомольских, а потом и партийных
организаций: и на ЗИЛе, и в ГИТИСе, и в «Современнике», а потом и во МХАТе. Он
внешне и внутренне, казалось, был рождён для этой роли. Но как же он мучился
своей ролью. Но терпел, поскольку понимал, что лучше он, потому что он добр и
мягок к людям, лучше он, потому что он искренен и справедлив, лучше он, потому
что у него есть честь и совесть, лучше он, потому что он не делал из своих
партийных обязанностей дешёвую карьеру...»
П.Щербаков очень много делал на своем посту для театра. Находил общий язык с
чиновниками, и театр, прибывавший ыв это время в опале – жил, работал.
Любую роль П.Щербаков не играл, а переживал. А если точнее переживал. Все свои
лучшие роли актер сыграл именно в театре «Современник»
Все, кто знал, П.Щербакова, говорили, что он был душой любой компании, и дружба
для него была превыше всего. Именно поэтому он ушел к друзьям О.Ефремову и
Е.Евстегнееву, пошел работать во МХАТ.
Внешность у П.Щербакова была более чем подходящей, чтобы играть положительные
роли. Он крепкий, коренастый молодой человек, с открытым лицом, светлым лицом.
По этому поводу можно вспомнить фильмы «Пе-контер» (1956). «Страницы
былого» (1957), а также «Добровольцы» (1958).
С возрастом П.Щербаков стал играть роли секретарей обкомов, райкомов, в общем –
чиновников. Играл он каждую роль по-особенному, по-разному.
Хорошо удались актеру роли в фильмах «Большая перемена», а также «Служебный
роман», «Гараж».
Очень талантливо сыграл П.Щербаков в фильме «И жизнь, и слезы, и любовь»(1984).
Играя роли начальников, бюрократов, чиновников актер вкладывал в каждую роль
всего себя, и таким образом вкладывал новую жизнь даже в самые зачерствевшие
образы. Можно вспомнить такие фильмы как «Мы из джаза» и «Зимний вечер в
Гаграх.
Даже самые маленькие, эпизодические роли П.Щербаков играл так, что его
запоминали и любили зрители. Об этом ярко свидетельствуют фильмы «Освобождение»
(1972), «Днях Турбинных» (1976), «Следствие ведут знатоки. Дело №13.До третьего
выстрела» (1978).
Последний раз П.Щербаков снимался в 1992 году в фильмах: «Сыщик
Петербургской полиции» «Одна на миллион», «Маленький гигант большого
секса» «Ход слонов».
В доме П.Щербакова всегда собиралась актеры после премьер. Он накрывал стол,
угощал блюдами, которые сам готовил
П.Щербаков был отличным семьянином. Первая жена умерла, оставив сына Андрея,
когда тот был еще в младенческом возрасте. Со второй женой Валентиной Ивановной
они воспитывали мальчика.
Сын выучился у Олега Табакова в студии МХАТа и уехал в Америку, где успешно
выступает в бродвейских театрах.
П.Щербаков умер 16.03.1992 года. Его мать умерла через год, и ей исполнилось
93 года.