Георгий
Михайлович Вицин
(23.04.1918, Петроград - 22.10.2001, Москва)
(В записи в Метрической
книге Петроградской Крестовоздвиженской церкви за 1917 год, написано: крещён 23
апреля, в день Святого Великомученика Георгия, а в графе день рождения указано:
5 (стало быть, 18 по новому стилю) апреля 1917 года, год с 1917 на 1918 в
метрике мама подправила, чтобы болезненного Гошу отправить в оздоровительную
лесную школу, где было место только в младшей группе. Когда будущему артисту
было восемь месяцев, родители перевезли его в Москву).
Г.Вицин
родился в Петрограде 23 апреля 1917 года. Но сам Г.Вицин как-то признался, что
убавил себе год перед поступлением . Так же везде можно встретить сведения, что
родился в Петрограде, а на самом деле в городке Териоки, нынешняя Финляндия. А
вот в Небылом, селе во Владимирской области в сельском архиве есть запись,
которая говорит, что первого из рода Вициных звали Степан Вицен.
Мать Мария Матвеевна, сменила несколько профессий.
Полностью вела хозяйство по дому. Отец вернулся с войны больным, поскольку
отравился газом и вскоре умер.
Г.Вицин впервые приобщился к искусству, когда мать устроилась билетершей в
Колонный зал Дома Союза. Она стала брать сына с собой на работу.
Г.Вицин был очень застенчивым мальчиком. Боялся учителей, прячась за чужие
спины. Но постепенно он преодолел закомплексованность, твердо решив стать
актером. Для начала Г.Вицин начал играть в школьном театре. В детском спектакле
он исполнял танец шамана с таким талантом, что преподаватели посоветовали ему
заняться балетом. Но сам Г.Вицин решил заняться театром.
Из интервью: «Я
должен был бороться со своей детской закомплексованностью, и инстинктивно меня
потянуло к лицедейству. Надо было приучить себя к аудитории, побороть
стеснение. И я выбрал актёрское дело, стал заниматься в драмкружках. Уже,
будучи взрослым актёром, я стал понимать, что нашёл настоящее лечебное средство
против застенчивости.
Серафима Германовна Бирман была очень
строгой и требовательной. Она постоянно всех одёргивала и очень бдительно
следила за нашим поведением, и я помню такие её фразы в мой адрес: "Вицин,
изящнее!", "Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!",
"Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио! Откуда у вас такое
резонёрство?" Она предсказала мою дальнейшую жизнь, я действительно часто
выступал на радио.
Очень люблю Зощенко. Он, конечно,
писал для чтения, для душевного интимного чтения. Но есть у него некоторые
рассказы, которые годятся для эстрады. Зощенко очень чувствовал характеры,
юмор, но читать со сцены сам не умел. Помню, я ещё молодой был, слушал его в
Колонном зале. Выступил и тишина. Представляете? Я понял, что он не актёр. Он
очень чётко чувствовал характеры, но читал смешной рассказ, как поэтическое произведение,
на одной интонации, нараспев... Как Вознесенский." Сергей Капков ,«ТВ-ПАРК».
Окончив школу, Г.Вицин поступил в училище Малого театра. Но там он долго не
проучился, поскольку был отчислен с формулировкой «За легкомысленное отношение
к учебному процессу.
Но Г.Вицин не сдался и прошел испытания сразу в
трех студиях: А.Дикого, театра Революции, МХАТа-2. Г.Вицина приняли сразу во
все три, но выбрал Театральное
училище
им. Е.Вахтангова студии МХАТ-2,и проучился там с 1934
по 1935 годы.
В 1936 году Г.Вицин
поступает в театр-студию под управлением Н.Хмелева. Студию переименовали в
театр им. Ермолаевой. Г.Вицин в то время приобрел известность. Люди при покупке
биллетов, если узнавали, что Г.Вицин не играет, могли развернуться и уйти. О
Г.Вицине писали театральные критики.
Свою дебютную роль Гоголя в кино Г.Вицин сыграл в
фильме «Белинский» в 1951 году. Вот, что вспоминал Г.Вицин: «Нос у меня был длинный, фигура тощая да нескладная, вот и
не замечали», а режиссер Г.Козинцев, воскликнул «Худоба! Нос как у
Гоголя!». После этого Г.Вицина пробовали на роль Овода, но пробы не
прошли. Г.Козинцев хотел предложить Г.Вицину роль Гамлета, но помешал Гайдай
«Зачем Гоша снимается в такой муре».
Гайдай
преклонялся перед талантом Г.Вицина. А Е.Моргунов говорил: «Ни я,
ни Никулин ногтя Вицина не стоим. Он дьявольски талантлив!
Он вам хоть дверную ручку сыграет».
До этого Г.Вицин
снялся в эпизоде в фильме «Иван Грозный». Но сам он говорил, что
Эйзенштейна в глаза не видел. А дебютировал в фильме «Здравствуй, Москва».
В 1954 году Г.Вицин снялся
в фильме «Запасной игрок». Перед съемками Г.Вицин ежедневно тренировался на
стадионе, чтобы приобрести определенную форму. Во время репетиции боксерского
поединка Г.Вицин всерьез стал атаковать Павла Кадочникова, который
профессионально занимался боксом, и среагировал автоматически. После этого
Г.Вицин очнулся с трещиной в ребре, но со съемочной площадки не ушел.
Замотал грудь полотенцем, продолжив съемку. В 1956 году
Г.Вицин снялся в фильме «Она вас любит». В этом фильме он сам снялся в
сложном трюковом эпизоде на водных лыжах.
Известность Г.Вицина росла, и он параллельно снимался в детективных,
исторических, лирических лентах.
В последствии последовали фильмы с Ю.Никулиным, Е.Моргуновым в фильмах «Пес
Барбос и необычный кросс», «Самогонщики» (1961 год). Его образ «Труса» был собирательным.
В 1965 году – Операция «Ы», в 1966 году
«Кавказская пленница», «Семь стариков и одна девушка». Все его герои были
однотипными: все те же вздохи, та же походка, и обязательно с галстуком,
котелком, очками.
Неожиданно актер переменил свое амплуа
в фильме «Джентльмены удачи, сыграв роль уголовника, жуткого человека с
сентиментальными воспоминаниями, и которые пытается повеситься.
К сожалению Г.Вицину мало предлагали
ролей с взрывным характером.
В 1975 году Г.Вицин снялся в фильме
«Не может быть». Фразу «Романтизьму нету,
выпить не с кем!» произносит Папаша-забулдыга а не живой человек.
Во всех своих ролях Г.Вицин умело
перевоплощался, режиссеры использовали его только как комика, хотя и в этом
амплуа его недостаточно оценили. Маска комика также мешала Г.Вицину
раскрыть свой талант еще более широко, но зрителям запомнились его роли
нерешительных героев.
Г.Вицин снялся в более чем ста
фильмах, и многие их помнят. Это «Женитьбы Бальзаминова", "Опекун", "Джентльмены
удачи", "Неисправимый лгун", "Двенадцатая ночь",
"Деловые люди" и самая главная роль - труса. А еще съемки в
"Кабачке 13 стульев" только прибавили ему популярности.
Рассказывают, что
на съемках «Женитьбы Бальзаминова» в Суздале за Вициным пытались ухаживать
несколько сразу несколько актрис. Как-то предложили ему водочку, думали, что
если он пропустит рюмочку другую, то развеселится. Но они, не знали, что
Вицин не пьёт.
Во многих фильмах Г.Вицин мастерски
перевоплощался. В 48 лет он сыграл двадцатилетнего Мишу. В тридцать семь –
восемнадцатилетнего Васю. А в тридцать шесть – сыграл старого деда Мусия в
известной картине «Максим Перепелица».
Последний раз Труса Г.Вицин сыграл в фильме
«Комедия давно минувших дней». Режиссер фильма попытался возродить троицу и
соединить ее с Арчилом Гомиашвили и Сергеем Филипповым. Но результат получился
не совсем хорошим. Ю.Никулин отказался от съемок.
Последняя роль Г.Вицина – фильм «Хагги-Трагер» в
1994 году.
Кроме кино Г.Вицин много работал над озвучиванием
мультфильмов.
Говорят, что
Г.Вицин отбил жену у своего учителя Николая Хмелева - актрису Дину Тополеву. Но
потом женился на Тамаре Федоровне – племяннице знаменитого ученого
Мичурина. Дочь Наталья, художник.
Г.Вицин очень любил животных. Все окрестные птицы,
собаки, кошки точно знали, когда он выходил из дома, собирались перед
подъездом. В семье держали собаку и двух попугаев.
Г.Вицин абсолютно
не пил, не курил. «Если наутро хочется удавиться, лучше не надо пить!» - считал
Вицин.
Всю жизнь занимался йогой. В то время никто в
стране не знал, что это такое, а Г.Вицин систематически занимался по этой
древнеиндийской системе. Постоянное очищение организма, правильное питание.
Тренировки, медитации строго по расписанию, независимо от обстоятельств. Многие
режиссеры были вне себя от злости, когда Г.Вицин во время съемок уходил
медитировать, не обращая ни на кого внимания. По свидетельству очевидцев,
Г.Вицин практиковал «позу дерева», «позу парного скрещивания ног» или
скрещивание ног в «позиции полного лотоса», «стойку на голове». Георгий
Михайлович детально выполнял и другие наставления по духовным аспектам йоги: отречение от человеческих пороков и полный контроль над своей
речью.
Вицин
говорил о себе: «Я всегда старался не привлекать внимания других
к себе. Чего мозолить глаза народу?»
Г.Вицин
надевал плащ, надвигал на глаза кепку, старался слиться с
толпой. Ходят слухи, что однажды его узнали в очереди, стали уступать
место. «Я не Георгий Вицин, я его брат», — стал говорить актер.
«Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное
право пользоваться его славой. Проходи вперед!»
Г.Вицину
была не нужна слава. Прятался от назойливой публики в своей квартире
или уединялся на природе с мольбертом. Когда открывался Музей трех
актеров, Юрий Никулин заехал за Георгием Вициным, чтобы отвезти
на презентацию. Он застал коллегу, который лежал на диване.
«Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается», — сказал Юрий
Владимирович. «Так это же надо штаны надевать», — ответил Г.Вицин.
«Что, ты совсем без штанов ходишь?» — «Так это надо другие штаны
надевать». И перевернулся на другой бок. Но потом все равно
собрался и приехал.
Все к привычкам и поведению Г.Вицина относились
по-разному. Нона Мордюкова говорила Г.Вицину "Разве ты мужик? Не пьешь, не
куришь, к женщинам не пристаешь. Ты же труп!"
Заслуженный артист РСФСР
(1959).
Народный артист РСФСР (1977).
Народный артист СССР (1990).
Последние семь лет Г.Вицин вообще не снимался, а появлялся только в
юмористических концертах театра киноактера.
После обострения
болезни сердца артиста положили в районную больницу. Поместили в обычную
палату, где актера узнали и стали просить автографа. На следующий день актера
перевели в столичную специализированную клинику и поместили в одноместную
палату. Врачи не могли поставить диагноз. Г.Вицину разрешили ходить, смотреть
телевизор. Жена не могла приходить к Г.Вицину, поскольку сама болела. Союз
кинематографистов, начали собирать деньги, что бы Г.Вицин скорее вышел из
больницы, но он отказался от них.
По мнению врачей,
чрезмерное увлечение йогой, подорвало здоровье Г.Вицина. Он умер 22 октября
2001 года после тяжелой болезни. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.
Его похоронили в скромном гробу, провожали в последний путь Г.Вицина
вдова, дочь, несколько соседей, несколько коллег актеров. Остальные были
слишком заняты, что бы проводить знаменитость.
В память о Г.Вицине
В
парке культуры и отдыха Зеленогорска 26 июля 2008 (к 460-летнему
юбилею города и 90-летию Вицина) открыт памятник Георгию Вицину. Скульптура
изображает актёра в роли Бальзаминова
из фильма «Женитьба Бальзаминова». Рядом с ней планируется установить
скульптуры и остальных участников легендарной троицы — Юрия Никулина в
клоунской ипостаси и Евгения Моргунова в образе Бывалого. Художник-скульптор Юрий Кряквин планирует, что все
скульптуры будут выполнены из бронзы в натуральную величину.
В 1973
году на киностудии «Центрнаучфильм» был снят фильм-портрет
«Георгий Вицин» (режиссёр Владимир Томберг).
Одно
из последних интервью Георгий Вицин закончил так: "Не суетитесь, люди.
Жизнь отнимает страшно много времени!".
Спектакли и роли:
* Вильям ("Как вам
это понравится", Уильям Шекспир)
* Тони ("Ночь ошибок", О. Голдсмит)
* Морозо ("Укрощение укротителя", Дж. Флетчера)
* Молоканов ("Не сотвори себе кумира", А.М. Файко)
* Воличка ("Люди с чистой совестью", П. Вершигоры)
* Поднебеско ("Счастье" П. Павленко)
* Дед Семён ("Ксения", А. Волкова)
* Абдурахман ("Чудак", Н. Хикмета)
* Любешкин ("Дикари", С.В. Михалкова)
* Счастливцев ("Лес", А.Н. Островского).
|